О ценностях дуальных пар


В данной работе сдержится попытка просто объяснить сразу несколько вопросов, которые в соционике до сих пор оставались открытыми и порой даже до конца не осознанными. А именно:
1. Почему все признаки Рейнина делятся на те, по которым для дуальности нужно дополнение противоположностей, и на те, по которым нужно совпадение? В чём причина и смысл такого деления?
2. В чём, если максимально кратко, состоят уникальные ценности каждой из 8 дуальных пар, и в чём различие между ними?
3. Почему кольца заказа и ревизии развёрнуты именно в этом, а не в противоположном направлении? (да, известно, что всё дело в положении функций в модели А, однако, само по себе это никак не объяснение, а лишь описание ситуации). В чём разница правого и левого кольца, и почему в левом кольце ревизующей является следующая квадра, а в правом - предыдущая?

Для начала, напоминаю, какие признаки составляют диадные ценности:
1. иррациональность - рациональность
2. рассудительность - решительность (центральные - периферийные ценности) = баланс силы: ЧИ+БС против ЧС+БИ
3. весёлость - серьёзность (восходящие - нисходящие ценности) = баланс силы: БЛ+ЧЭ против БЭ+ЧЛ
4. демократизм - аристократизм = баланс силы: БК+ЧД против БД+ЧК
5. беспечность - предусмотрительность = баланс инертности: ЧИ+БС против ЧС+БИ
6. уступчивость - упрямство = баланс инертности: БЭ+ЧЛ против БЛ+ЧЭ
7. правость - левость = баланс инертности: БД+ЧК против БК+ЧД

Согласно авторской, далее развиваемой гипотезе, все 7 признаков диадных ценностей связаны с тем, как субъект позиционирует себя в связующей цепочке поколений. Этим данные признаки отличаются от 8 индивидуальных, играющих роль в позиционировании себя внутри своего поколения. Различие полюсов индивидуальных признаков у брачных партнёров необходимо, чтобы обеспечить максимальное генетическое разнообразие потомства. Поэтому в процессе эволюции такое различие стало усиливать влечение между потенциальными половыми партнёрами. В этой ситуации они будто смотрят друг на друга, видя в визави свою противоположность. А вот совпадение полюсов диадных ценностей необходимо нужно совсем для иных целей - чтобы обеспечить успешность воспитания потомства парой. В этих вопросах уже необходима согласованность действий в паре, её внутреннее единство - чтобы оба партнёра смотрели, условно говоря, в одну сторону, и прилагали усилия также в одном глобальном направлении.

Базовые понятия

Набор диадных ценностей представляет собой одну из 8 возможных программ поведения в отношении предшествующих или последующих поколений. Базовыми дихотомиями такого деления поведения на программы выступают:

Уступчивость - упрямство
БЛ и ЧЭ являются восходящими функциями, соответственно, если они инертны (у упрямых), то субъект будет зациклен на развёртывании своего генетического и культурно-социального потенциала, предаче его будущим поколениям. Ключевое место для упрямых занимает вопрос отношения к детям.
БЭ и ЧЛ, напротив, являются нисходящими функциями. Их инертность (у уступчивых) приводит к тому, что субъект зацикливается на свёртывании генетического и культурно-социального потенциала, которое происходило в предшествующих поколениях и в итоге привело к формированию его личности. Ключевое место для уступчивых занимает вопрос отношения к родителям и предкам.
Разумеется, в процессе воспитания данная программа передаётся и потомству: упрямые своим примером учат своих детей, как правильно (по их мнению) относиться к детям (своим внукам), уступчивые - к родителям (к себе).

Беспечность - предусмотрительность
ЧИ и БС являются периферийными функциями, соотвественно, если они инертны (у беспечных), то субъект зацикливается на взаимодействии с агентами внешней социальной среды, с "чужими". ЧИ при этом чужие интересуют как источник информации (полезной или вредной, опасной), а БС - как источник материального ресурса (полезного или вредного, опасного).
ЧС и БИ - центральные функции, их инертность (у предусмотрительных) означает, что субъект более внимателен к тому, что происходит внутри, ближе к центру собственного социума, среди "своих". ЧС при этом видит своих как обладателей материальных ресурсов (которыми можно поделиться или отобрать), а БИ - как обладателей свободного времени (которое можно подарить или отнять).

Рассудительность - решительность
Доминирование функций ЧИ и БС в периферийных квадрах означает более высокую готовность взаимовыгодного обмена с окружением. Окружение воспринимается более доброжелательным, поощряется самоотдача (так как предполагается, что другая сторона также в долгу не останется), со временем формируется микроклимат высокого уровня взаимного доверия.
Доминирование ЧС и БИ в центральных квадрах означает концентрацию на накоплении материальных ценностей и свободного (от всяких неприятных забот) времени жизни внутри системы. Окружение воспринимается более враждебным, поощряется умение брать и защищать отнятое, так как предполагается, что другая сторона также настроена на конкуренцию и не преминет воспользоваться чужой слабостью.

Таким образом, ключевые слова:
для уступчивых - родители (отношение к родителям)
для упрямых - дети (отношение к детям)
для беспечных - чужие (отношение к чужим)
для предусмотрительных - свои (отношение к своим)
для рассудительных - доброжелательность, готовность отдавать
для решительных - недоброжелательность, готовность брать

Краткое описание ценностей дуальных пар.

ЛИИ+ЭСЭ

(упрямые предусмотрительные рассудительные)
Ключевая ценность - готовность отдавать от себя своим детям.
Первая альтруистическая диада. Альтруизм этой пары носит эмоциональную природу, связан с эмаптией к своим детям, радостью от осознания того, что дети продолжают и развивают лучшее, что есть в тебе. Таким образом, важнейшим элементом жизни здесь является родительство как таковое - как процесс формирования личности своего ребёнка в процессе повседневного общения с ними в семье или малом коллективе. ЭСЭ - идеальная мать, сенсорно заботливая, вовлечённая в жизнь ребёнка на его ранних стадиях, когда ласка и внушение общего позитивного образа мира наиболее важны для формирующейся личности, ЛИИ - идеальный отец - неагрессивный, находящий удовольствие в развивающих играх с детьми, умеющий собрать наиболее ценные знания о мире, и передать их детям в доступной форме, без угроз и принуждения, на одном интересе.

ЭИИ+ЛСЭ

(уступчивые предусмотрительные рассудительные)
Ключевая ценность - готовность отдавать от себя своим родителям.
Вторая альтруистическая диада. Здесь альтруизм носит иную природу, и завязан на морально-этические нормы. Ключевые слова - долг детей перед воспитавшими их родителями, социальная ответственность младшего поколения перед старшим. Важнейшим элементом жизни здесь является обеспечение достойной жизни своим более старшим родственникам. Здесь важно оправдать возложенные родителями на тебя ожидания. ЭИИ - идеальная дочь, привязанная к своим родным, находящая в себе силы терпеливо заботиться о них, что бы с ними не случилось в старости. ЛСЭ - идеальный сын - деятельный, способный своим трудом обеспечить родителей, создать комфортную среду обитания для старшего поколения (в пределах семьи или более широких социальных объединений).

СЭЭ+ИЛИ

(упрямые предусмотрительные решительные)
Ключевая ценность - готовность брать у своих детей.
Эта диада противоположна по своим смыслам паре ЛИИ-ЭСЭ. Здесь культивируется потребительское отношение к детям. Дети либо вовсе не заводятся - если это экономически невыгодно, либо заводятся с прицелом на то, что они будут помогать взрослым в их работе, облегчать им их жизнь. В крайней своей форме воспитание детей здесь состоит в том, чтобы внушить им, что они априори в неоплатном долгу перед своими родителями, и эксплуатировать их, пока это возможно. Особенно это свойственно СЭЭ, в силу эгоцентризма этого типа и таланта к этическим манипуляциям. Не следует думать, что детей в этой паре будут обязательно держать в "чёрном теле". Нет, в детей здесь будут вкладываться, однако все эти вложения экономически наперёд просчитываются (за это в диаде отвечает дальновидный, предусмотрительный ИЛИ), и сверх меры ребёнку ничего дано не будет. Если ребёнок талантлив - вложения будут больше (не из-за уважения к его таланту, а чтобы он мог реализоваться и позже "вытянуть" в лучшую жизнь и родителей), нет - меньше (чтобы просто не мешал, не создавал проблем). Не следует демонизировать ценности этой и следующей квадр - несмотря на эгоизм, в ряде случаев (например, если дети также выросли эгоцентриками), подобная стратегия помогает родителям банально выжить в старости.

СЛЭ+ИЭИ

(уступчивые предусмотрительные решительные)
Ключевая ценность - готовность брать у своих родителей.
Вторая эгоистическая диада, противоположная по своим смыслам паре ЭИИ-ЛСЭ. Здесь культивируется также потребительское отношение к родственникам, но прежде всего - своим родителям и предкам. Накопленный предшествующими поколениями ресурс, которым они уже не могут распоряжаться по причине своей нарастающей слабости и недееспособности, здесь принято не уважительно оставлять в их собственности, но как можно раньше выпрашивать и выбивать любыми доступными способами. ИЭИ как никто другой умеют войти в доверие и ненавязчиво разузнать психологические слабости человека. После чего умело давить на жалость, напоминая про свои неудовлетворённые потребности, вытребовать своё не мытьём, так катанием - просто "за красивые глаза". СЛЭ тяготеет к ранней эмансипации, бунтарству, чаще прочих готов действовать в обход закона, если знает, что ему за это ничего не будет. Более, чем кому бы то ни было, ему свойственно покушаться на существующий в группе статус-кво, постоянно проверять старших на зуб, требовать свою долю (с избытком), а если не дают - кооперироваться с себе подобными и пытаться отнять её силой. Таким образом, идеал, к которому стремится эта диада, предоставленная сама себе - красивая жизнь с элементами бандитской вольницы. СЛЭ выступает здесь силовым лидером, а ИЭИ как минимум не против (этические соображения мало волнуют его, когда появляется возможность пожить за чужой счёт). Говоря более политкорректно, здесь стараются обеспечить себя как можно раньше, ещё в молодости, ресурсами для собственной жизни в полном объёме. А не влачить подчас жалкое и бесправно-подчинённое существование, ожидая, пока все предки умрут и имущество семьи лишь тогда, под конец их собственной жизни, окажется в их распоряжении (если не будет утеряно, растранжирено или перехвачено кем-то до того).

ЛСИ+ЭИЭ

(упрямые беспечные решительные)
Ключевая ценность - готовность брать у чужих детей.
Первая диада со склонностью к ксенофобии. Нетерпимость к чужакам, претендующим на собственное видение своего будущего - вот то, что сплачивает эту диаду. Все националистические и иные подобные движения зарождаются и находят первичную поддержку именно здесь. Не позволить чужакам с чуждыми принципами жизни проникнуть в своё общество и расплодиться в нём; вовремя распознать их, изгнать, уничтожить, подчинить или ограничить иным образом, лишить их собственного будущего, собственной воли и навязать вместо этого свои - вот главная программа подобных движений. ЛСИ выступает здесь как физический ограничитель чужой воли и карающая сила, ЭИЭ - как идеолог, созывающий общество на борьбу с врагами, поддерживающий в нём истерически-ксенофобные настроения, а порой и как умелый провокатор, выводящий на чистую воду противников правящей группировки.
Общим для данной диады является гипертрофированно-активный поиск врагов внутри и вне общества как способ поддерживать его внутреннюю мобилизацию, при этом все такие враги объявляются чужаками. Таким образом, диада уничтожает чужих (генетически чуждых либо инакомыслящих) в последующих поколениях, по сути - чужих детей. Коллективная воля облекается в форму закона, становящегося каркасом общества, упорядочивающим насилие. Вне отсутствия реального врага и без должного контроля со стороны прочих диад данная система начинает работать против собственного народа, выискивая и уничтожая в нём всё наиболее отклоняющееся, оппозиционное и просто своеобразное. В ситуации же наличия подобного врага она выполняет роль имунной системы, обеспечивающей выживание целого.

ЭСИ+ЛИЭ

(уступчивые беспечные решительные)
Ключевая ценность - готовность брать у чужих родителей.
В этой диаде нетерпимость к чужому принимает иной, более скрытый и косвенный, но от этого не менее жёсткий характер. В фокусе внимания в этой диаде - чужое прошлое, а не будущее - и прежде всего, как источник угрозы для своего настоящего. Процесс безостановочного накопления личного имущества, являющийся самоцелью в этой диаде, требует избавления от любых источников возможных соблазнов. Ибо работа без перерывов на отдых, отвергающая любые развлечения и удовольствия, сама по себе противоестественна для человеческой природы, и молодые поколения при первой возможности пожелают избежать её. Чтобы этого не случилось, в диаде поддерживается дух пуританства, воспитывающий всех в духе строгого самоконтроля. И злейшим его врагом является наличие рядом альтернативных, более расслабленных и паразитических стратегий поведения и жизни. Поэтому первое, к чему приступает данная диада, обосновываясь на месте (как сектанты-протестанты, прибывшие в 17 веке в Новый Свет) - к изведению под корень всего чуждого, что там присутствует. Истребление это производится больше не силовыми, но экономическими методами. Всё имущество аборигенов, выманенное за счёт экономически неравноценного обмена, хитростью и обманом, переходит в руки диады ЭСИ и ЛИЭ, тем самым бывшие хозяева положения постепенно оказываются лишены своего исторического наследия и вытеснены в неудобья. Роль ЭСИ в диаде состоит в том, что поддерживать в своём обществе консервативные ценности, обесценивать любой альтернативный стиль жизни, не давать никому из своих сходиться с чужими (чтобы не возникало жизнеспособных гибридов, но все чужие были в итоге уничтожены и заменены своими и их потомками). Роль ЛИЭ - активный элемент, готовый в своём конкурентном запале преодолевать любые границы (что отличает его, например, от бетанских сенсориков) и подчинять чужие общества даже без применения прямого насилия. Но при этом, несмотря на весь свой нонкомформизм, вполне терпимый к ограничению своей свободы со стороны родных морально-этических норм.

ИЭЭ+СЛИ

(упрямые беспечные рассудительные)
Ключевая ценность - готовность отдавать от себя чужим детям.
Первая ксенофильная диада, противоположная по своим смыслам паре ЛСИ-ЭИЭ. Ключевое слово здесь - толерантность. Более, чем у кого бы то ни было в ценностях этой пары - терпимость к любому чужому образу жизни, готовность находить общие интересы с кем бы то ни было (вне зависимости от его конкретных ценностей и личных качеств), идти на экономически взаимовыгодный компромисс. Также - этическая гибкость, умение налаживать контакты при помощи этических игр и, закрывая глаза на чужие недостатки, сводить возникающие противоречия в шутку. Здесь поощряется вовлечение в орбиту интересов группы любых чужаков - ради взаимно обогащающего обмена идеями и товарами. Любой эгоцентрический пафос, сопутствующий молодой, самоутверждающейся системе здесь высмеивается, фундаментальные различия между своими и чужими объявляются несущественными, пустяковыми. Возможные угрозы своему будущему от этих чужаков и их потомства не отслеживаются - СЛИ менее прочих склонно думать о будущем, ИЭЭ крайне непоследователен в своих отношениях и проще прочих прощает былые обиды. Эволюционная выгода от этой стратегии - это прежде всего свободное вовлечение в стареющую группу новой "живой крови" со стороны, которая оживляет экономическую и культурную жизнь. Классический пример - стареющая современная Европа, охотно приглашающая к себе инокультурных иммигрантов.

ИЛЭ+СЭИ

(уступчивые беспечные рассудительные)
Ключевая ценность - готовность отдавать от себя чужим родителям.
Вторая ксенофильная диада, противоположная по своим смыслам паре ЭСИ-ЛИЭ. Ключевое слово - космополитизм. Здесь фокус внимания смещается на готовность менять среду обитания, покровителей и патронов, перемещаясь туда, где жить интереснее, проще и перспективнее. При этом в данной диаде не свойственно навязывать свои порядки на новом месте проживания, но, напротив, активно интересоваться чужим стилем жизни, отчасти перенимая его и встраиваясь в новый социум, повышая его внутреннее разнообразие. ИЛЭ - наиболее склонный к странствиям и поиску новизны типаж, готовый вступать в контакты с максимально отличающимися от себя, самыми разными партнёрами. СЭИ - умеет приспособиться, пойти на компромисс с кем угодно и в итоге найти средства для существования в любой ситуации, не навлекая на себя гнев власть имущих.
Замечу также, что в данной диаде легче, чем где бы то ни было, пользуются чужой помощью в решении внутренних вопросов своей группы. Наличие "чужих родителей" используют как баланс против авторитаризма и тирании собственных. Именно так и существует любая оппозиция - даже если внутри группы доминирующая власть лишает её любых источников к существованию, всегда найдутся внешние спонсоры. Да, с точки зрения правящей группировки это будет выглядеть как предательство национальных интересов, на деле же именно за счёт подобных взаимосвязей все существующие социумы не превратились до сих пор в закрытые тоталитарные структуры. Именно наличие внешнего противовеса позволяет существовать внутреннему разнообразию, и наоборот.

Краткое описание смысла малых групп, образованных двумя диадами.

1. Стили планирования (малые группы, объединяющие две диады со схожим положением иррациональных функций):
  1. ЛИИ+ЭСЭ, ЭИИ+ЛСЭ стремление отдавать от себя своим - альтруизм по отношению к своим, предсказуемость для окружения - слабость ЧС и БИ
  2. СЭЭ+ИЛИ, СЛЭ+ИЭИ стремление брать для себя у своих - эгоизм и конкуренция со своими, непредсказуемость для окружения - сила ЧС и БИ
  3. ЛСИ+ЭИЭ, ЭСИ+ЛИЭ стремление брать для себя у чужих - ксенофобия, озабоченность планированием будущего в противостоянии чужим - слабость ЧИ и БС
  4. ИЭЭ+СЛИ, ИЛЭ+СЭИ стремление отдавать от себя чужим - ксенофилия, хаотично-дружелюбное отношение к чужим - сила ЧИ и БС
2. Квадры:
  1. ИЛЭ+СЭИ, ЛИИ+ЭСЭ (Альфа) стремление пользоваться любыми возможностями, чтобы обеспечить себе и своим детям желаемое будущее
  2. СЛЭ+ИЭИ, ЛСИ+ЭИЭ (Бета) стремление концентрировать все ресурсы группы в своих руках, навязывая конкурирующим группам желаемое будущее
  3. СЭЭ+ИЛИ, ЭСИ+ЛИЭ (Гамма) стремление использовать ресурсы других субъектов, лишая их будущего развития, чтобы обеспечить лично себе желаемое настоящее
  4. ИЭЭ+СЛИ, ЭИИ+ЛСЭ (Дельта) стремление поступаться своим будущим развитием, чтобы обеспечить родительской группе и себе в её составе желаемое настоящее
3. Малые группы, объединяющие две диады со схожим положением рациональных логико-этических функций:
  1. ЛИИ+ЭСЭ, ЛСИ+ЭИЭ стремление обеспечить своим принципам жизни будущее в следующих поколениях - сила БЛ и ЧЭ
  2. ЭСИ+ЛИЭ, ЭИИ+ЛСЭ стремление отдать свой долг прошлым поколениям, оправдать их доверие - сила БЭ и ЧЛ
  3. ИЛЭ+СЭИ, СЛЭ+ИЭИ стремление освободиться от влияния своего прошлого, выжить и реализоваться в будущем самому во что бы то ни стало - слабость БЭ и ЧЛ
  4. ИЭЭ+СЛИ, СЭЭ+ИЛИ стремление освободиться от зова будущего ("подумать наконец и о себе") - добиться социального успеха в настоящем, в том числе за счёт редукции возможностей будущего развития - слабость ЧЭ и БЛ
4. Малые группы, объединяющие две диады со схожим положением рациональных квестимно-деклатимных функций:
  1. ЛИИ+ЭСЭ, ЭСИ+ЛИЭ стремление самостоятельно вырастить и воспитать своё потомство в своём духе - сила БК и ЧД
  2. ЛСИ+ЭИЭ, ЭИИ+ЛСЭ стремление сохранять и распространять образ жизни своих родителей, придерживаться коллективной традиции - сила БД и ЧК
  3. ИЛЭ+СЭИ, СЭЭ+ИЛИ стремление жить как заблагорассудится, себе в удовольствие, а не по указке социума - слабость БД и ЧК
  4. СЛЭ+ИЭИ, ИЭЭ+СЛИ стремление использовать возможности окружающего социума, чтобы облегчить свою жизнь - слабость БК и ЧД

Краткое описание ревизно-заказных отношений в контексте рассматриваемой гипотезы.

Все ревизно-заказные отношения делятся на те, где обе диады совпадают по полюсу признака уступчивость-упрямство и на те, где они им отличаются. В первом случае ревизия работает между представителями разных поколений (родителями и детьми), во втором - внутри одного поколения по отношению к родителям или детям одной из пар. В первом случае ревизуемой стороной являются рационалы, и суть ревизии сводится к тому, что их связь с родителями или детьми (которой они более всего дорожат) оказывается разрушена со стороны витальных потребностей этих самых родителей или детей. Во втором случае ревизуемыми являются иррационалы, и суть ревизии сводится в нанесении ущерба самому малому обществу, в котором они обитают и реализуют свои витальные потребности, со стороны большого общества - причём ущерб этот является следствием их же собственной импульсивности и непоследовательности.

А. Левое ревизно-заказное кольцо.
Это кольцо развёртывается по ходу смены квадр. Ущерб в каждом звене ревизии наносится родительскому поколению.
  1. ЛИИ+ЭСЭ < СЛЭ+ИЭИ : первые готовы отдавать своим детям, вторые хотят только брать у своих родителей. Ситуация неблагодарных детей, отвергнувших те принципы жизни, которым их учили и использовавших доброту своих родителей в личных целях.
  2. СЛЭ+ИЭИ < ЭСИ+ЛИЭ : первые готовы брать только у своих родителей (ибо они - импульсивные решительные иррационалы, тянущие к себе только то, что рядом и с чем соприкасаются каждый день), вторые готовы планомерно выискивать способы брать и у чужих родителей. В такой ситуации родители первой диады окажутся под двойным прессом, в итоге сам её источник к существованию иссякнет.
  3. ЭСИ+ЛИЭ < ИЭЭ+СЛИ : первые выступают против чужих родителей в своей группе, тогда как вторые сами перемещаются к чужим детям, тем самым становясь чужими родителями для своих детей. Таким образом, первым приходится вступать в конфликт с собственными родителями, т.е. с собственным прошлым (которое они изначально хотели оберечь от чужаков).
  4. ИЭЭ+СЛИ < ЛИИ+ЭСЭ : первые готовы добродушно и беспечно помогать чужим детям, а вторые - только своим. В обществе, устроенном, как у вторых, первые не смогут полноценно реализоваться как родители - так как у чужих детей уже есть собственные родители.

Б. Правое ревизно-заказное кольцо.
Это кольцо развёртывается против хода смены квадр. Ущерб в каждом звене ревизии наносится поколению детей.
  1. ЭИИ+ЛСЭ < СЭЭ+ИЛИ : первые готовы отдавать своим родителям, вторые хотят только брать у своих детей. Ситуация неблагодарных родителей, безразличных к судьбе собственных детей и использовавших их доброту в личных целях.
  2. СЭЭ+ИЛИ < ЛСИ+ЭИЭ : первые готовы брать только у своих детей (ибо они - импульсивные решительные иррационалы, тянущие к себе только то, что рядом и с чем соприкасаются каждый день), вторые готовы планомерно выискивать способы брать и у чужих детей. Дети первой диады окажутся под двойным прессом, в итоге сам её источник к существованию иссякнет.
  3. ЛСИ+ЭИЭ < ИЛЭ+СЭИ : первые выступают против чужих детей в своей группе, тогда как вторые сами перемещаются к чужим родителям, тем самым становясь чужими детьми для собственной группы. Таким образом, первым приходится вступать в конфликт с собственными детьми, т.е. с собственным будущим (которое они изначально хотели оберечь от чужаков).
  4. ИЛЭ+СЭИ < ЭИИ+ЛСЭ : первые готовы добродушно и беспечно помогать чужим родителям, а вторые - только своим. В обществе, устроенном, как у вторых, первые не смогут стать полноценными детьми - так как у чужих родителей уже есть собственные дети.

Смысл остальных ценностных признаков Рейнина в контексте данной гипотезы.

Рациональность-иррациональность.
Рациональная половина социона объединяет диады, склонные брать у чужих (родителей и детей) и отдавать своим (родителям и детям). Иррациональная половина, наоборот предпочитает брать у своих и отдавать чужим. Эволюционная выгода от рациональной стратегии поведения заключается в концентрации ресурсов в руках своих, в отождествлении себя с частью своего социума (следованию социальным установкам родителей и стремлению к передаче их своему потомству) и получению выгоды от более предсказуемого взаимодействия с окружающими. Эволюционная выгода от иррациональной стратегии заключается в том, что субъект добывает ресурсы для своей жизни там, где их проще добыть - у своих, после чего, отрываясь от привычных связей, перемещается туда, где лично ему лучше реализовываться, где жизнь в целом лучше, сытнее и полна большим числом полезных возможностей лично для него. Таким образом, рационалы ведомы по жизни социальными установками (которые могут принимать форму принципов или ответственности), а иррационалы - своим инстинктивным стремлением к личному выживанию.

Правость-левость
Как уже было показано выше, в разделе про кольца ревизии-заказа, левые пары предпочитают брать у родителей (своих или чужих) и отдавать детям (своим или чужим), а правые - брать у детей и отдавать родителям. Таким образом, в левой половине социона будущее [не важно, своё или чужое - сравнить с весёлостью, где речь идёт только о своём будущем!] довлеет над прошлым, а в правой - прошлое над будущим. В левых диадах больше принято думать о потребностях молодого поколения (здесь не важно, являются ли они сами этим поколением, если они решительные, или же речь идёт о детях, если они рассудительные). В правых диадах более думают о потребностях старшего поколения (рассудительные - о своих родителях, решительные - о самих себе, когда они становятся старшими). Склонность к социальному творчеству, относимая в более ранних рассуждениях автора к левости, также объяснима в свете новой гипотезы - ведь воспитание нового потомства и есть основное содержание такого творчества.

Демократизм-аристократизм
Демократическая половина социона объединяет пары, склонные больше обращать внимание и взаимодействовать с чужими родителями и своими детьми, тогда как аристократическая - напротив, со своими родителями и чужими детьми. Это можно трактовать таким образом: для демократов более "своими" являются их дети, а для аристократов - родители. Это приводит к тому, что аристократы оказываются более привязаны к своим родовым корням, чаще отстаивают своё право называться детьми своих родителей, сохранять некие родовые признаки, отличающие их от окружения. Демократы, напротив, более привязаны к своему личному потомству, взращивать которое самостоятельно, в духе своих личных ценностей (отстаивая своё право делать это перед большим социумом), считают своей основной задачей. Таким образом, межпоколенческую связь у аристократов налаживают дети, а их родители более свободны в том, принять или не принять собственных детей такими, как они есть (вплоть до того, что изгнать неугодных родных детей и приблизить вместо них более послушных и благодарных чужих). У демократов связь между поколениями налаживают родители, а принимают или нет её дети (и если их собственные родители в силу неких непреемлимых личных качеств детьми отвергаются, то те имеют больше прав и возможностей найти себе взамен иных родителей, более любящих, заботливых и вообще соответствующих их личным ценностям).

Весёлость-серьёзность (восходящие-нисходящие ценности)
Восходящие ценности объединяют пары, отличающиеся:
  1. эгоистическим отношением к своим родителям и доброжелательностью - к чужим
  2. альтруистическим отношением к своим детям и недоброжелательностью - к чужим
Таким образом, в основе восходящих ценностей - готовность делать всё возможное, чтобы с максимальной вероятностью данный социум (как множество объединённых общим генотипом и образом мыслей субъектов) продолжил своё развитие и расширение в будущем - даже и если для этого придётся пожертвовать его уже существующим прошлым. Весёлый субъект не видит проблем в том, чтобы отбирать ресурсы у своих родителей, когда в связи с их возрастом качество их решений падает (и они тем самым начинают больше вредить детям, чем приносить пользу). А если они налагают непреемлимые, но ещё непреодолимые для молодых ограничения - то он легко меняет их на более подходящих. С другой стороны, он вкладывается в собственных детей, посредством которых его ценности неограниченно прорастают в будущее, и подавляет подобные устремления со стороны других детей, с чуждыми ценностями.

Нисходящие ценности объединяют пары, отличающиеся:
  1. эгоистическим отношением к своим детям и доброжелательностью - к чужим
  2. альтруистическим отношением к своим родителям и недоброжелательностью - к чужим
Таким образом, в основе нисходящих ценностей - готовность делать всё, чтобы с максимальной вероятностью сохранить уже существующее состояние социума, его прошлое, в том числе жертвуя его будущим, подавляя его нежелательные для выживания (дожития) этого прошлого ростки. Серьёзный субъект не видит проблем в том, чтобы отбирать ресурсы у своих детей, пока в связи с их молодостью и неопытностью они позволяют это делать (и будучи предоставленными сами себе, начали бы более вредить родителям, чем приносить пользу). А если они перестают соответствовать возможенным на них ожиданиям - то умело привлекает к себе чужих детей, готовых занять их место. С другой стороны, он вкладывается в своих родителей, которые являются для него отражением ценностей его прошлого, и оттесняет чужих родителей с чуждыми ценностями в их попытках повлиять на существующие представления о прошлом в своих личных целях.

Дополнение.

Автор считает важным отметить тот факт, что в силу нежёстких взаимосвязей полюсов признаков, далеко не обязательно у конкретного человека конкретного типа будут наблюдаться ценности его диады и только они. Данный вопрос был подробно обсуждён в предшествующей работе автора: "Не все дуалы одинаково дуальны или о проблемах поиска баланса между соционическим дополнением и близостью ценностей".
Было показано, что у стандартного представителя каждого из социотипов следует говорить не о 100% доминировании ценностей его родной диады, но о ценностном профиле, показывающем меру близости к ценностям каждой из 8 диад.

Помимо этого, у конкретного человека ценностный профиль может сильно отличаться от стандартного для его типа.
Простое доминирование ценностей родной диады (самый высокий столбец в ценностном профиле) обнаруживается у 46% респондентов, заполнивших опросники SOLTI-192 и BOLTI-434 В.Л.Таланова и А.Хижняка*. Ещё у 11% доминирующими являются ценности другой диады той же квадры, к которой принадлежит ведущий тип, у 19% - другой диады с тем же стилем планирования, у 10% - другой диады с тем же порядком логико-этических функций, у 9% - другой диады с тем же порядком квестимно-деклатимных функций, у 5% - иных диад (связанных с данной отношениями заказа и ревизии, или конфликта и квазитождества).
------
* - после выравнивания типов по численности (что необходимо делать, т.к. выборка сетевых опросников потенциально сильно несбалансирована в пользу увеличения доли типов, имеющих повышенный интерес к самоанализу и сфере психологии в целом).

Выводы.

Социальная эволюция держится на 4 китах:
A) внутригрупповое сотрудничество и альтруизм
B) внутригрупповая конкуренция за ресурсы
C) межгрупповая конкуренция за ресурсы
D) межгрупповое сотрудничество (обмен идеями, ресурсами, генами между разными группами).

Носителем каждой из 4 указанных программ в группе являются типы, у которых, соответственно:
A) болевые ЧС и БИ
B) программные ЧС и БИ
C) болевые БС и ЧИ
D) программные БС и ЧИ

Кольца заказа и ревизии в соционе направлены в одну сторону, а именно: A<-B<-C<-D<-A (где то звено, которое стоит справа от знака <- , является ревизующим).
Это эквивалентно тому что:
1. Внутри отдельной группы альтруисты-кооператоры всегда (в статистической тенденции) проигрывают эгоистам-манипуляторам (A<-B)
2. Однако межгрупповой отбор отсеивает те группы, в которых эгоистов стало слишком много, чтобы поддерживать эффективные социальные институты (B<-C)
3. Далее, между различными группами те, что неизменно предпочитают войну миру, на больших промежутках времени проигрывают более гибким, склонным находить общий интерес с оппонентами (C<-D)
4. Наконец, группы, практикующие сильный межгрупповой альтруизм, слишком сильно распыляются и постепенно замещаются на индивидуальном уровне теми, кто предпочитает заботиться лишь о своих (D<-A).

Направление во времени (относительно смены поколений) этим процессам придают ценностные признаки, относящиеся уже к логическим и этическим функциям.
Восходящие ценности состоят в том, что субъект или группа устремлена в своё личное будущее и делает всё, что его приблизить - даже ценой разрушения своего прошлого. Нисходящие, напротив, связаны с тем, что субъект или группа хотят зафиксировать, сохранить своё прошлое, даже ценой разрушения своего будущего.
Будущее субъекта и группы - это, прежде всего, его дети (потомки), прошлое - его родители (предки). Зацикленность на восходящей стратегии у упрямых (с инертными БЛ и ЧЭ) есть приоритет вопросов, что делать с детьми, а зацикленность на нисходящей стратегии у уступчивых (с инертными БЛ и ЧЭ) - приоритет вопросов, что делать с родителями.
Поэтому в основе ценностей дуальных пар лежит:
ЛИИ+ЭСЭ - внутригрупповой альтруизм к своему будущему (своим детям, потомкам)
ЭИИ+ЛСЭ - внутригрупповой альтруизм к своему прошлому (своим родителям, предкам)
СЭЭ+ИЛИ - внутригрупповой эгоизм в отношении своего будущего (своих детей, потомков)
СЛЭ+ИЭИ - внутригрупповой эгоизм в отношении своего прошлого (своих родителей, предков)
ЛСИ+ЭИЭ - межгрупповая конкуренция в плане подавления чужого будущего (устремлений чужих детей)
ЭСИ+ЛИЭ - межгрупповая конкуренция в плане подавления чужого прошлого (традиций чужих родителей)
ИЭЭ+СЛИ - межгрупповой обмен и сотрудничество в плане ассоциации с чужим будущим (готовность вовлекать чужих детей в свой социум)
ИЛЭ+СЭИ - межгрупповой обмен и сотрудничество в плане ассоциации с чужим прошлым (готовность вовлекаться в чужой социум)

В левом "кольце соцпрогресса", где ревизует везде последующая квадра, ущерб наносится поколению родителей. В правом, где ревизует предыдущая - поколению детей.
Признак демократизм-аристократизм оказывается связан с тем, кого субъект более предпочитает считать "своими" - своих предков или потомков. Аристократы более "своими" считают предков, поэтому они сильнее завязаны на существующую иерархию старшинства, связанную с возрастом. Демократы более "своими" считают потомков, поэтому они в меньшей степени ощущают свою связь с историческим прошлым своей группы, но более важной ценностью для них является возможность самостоятельно воспитывать потомство.


Обсудить данную статью можно:
  • на социофоруме;
  • в группе ВКонтакте "Опросники Таланова - полная карта личности".

    Другие рекомендуемые материалы:
    Александр Марков. Коэволюция мозга и культуры (видео)


    © Иван Романов, Санкт-Петербург, 21 февраля - 2 марта 2019