Рассудительность-решительность (центральные-периферийные ценности)
Рассудительность-решительность - пятая по силе пара признаков в соционике, практически столь же важная, как и иррацио-рациональность (у отдельных людей может вообще быть по "размаху" на 1 месте, что среди неюнговских дихотомий больше ни у одной не бывает). Связана с балансом функций: решительных ЧС и БИ против рассудительных БС и ЧИ. Баланс этот можно условно разложить на 4 составляющих:
1. Свойства, связанные с преобладанием ЧИ над БИ: открытость и прямолинейность в общении; открытость в качестве руководителя (избегает позиции "серого кардинала"); избегание одиночества (ему необходимо, чтобы рядом всегда были какие-то люди); демонстрация дружелюбия к широкому кругу лиц, любовь к весёлым шумным компаниям и мероприятиям, стремление к созданию в коллективе атмосферы дружбы и доверия (а не подозрительности и разобщённости)
2. Свойства, связанные с преобладанием БС над ЧС: бесконфликтность; негневливость; умеренность как жизненный стиль (не любит всё резкое, контрастное и вызывающее); предпочтение условно "травоядных" стратегий добычи жизненных ресурсов (связанных с умелой обработкой материала и уходом от конфликтов) над условно "хищными" (связанными со столкновениями со сравнимыми по силе противниками в борьбе за уже обработанный материал)
3. Свойства, связанные с преобладанием БС над БИ: настоящее ценит больше прошлого и будущего; доверчив и простодушен; не чувствует враждебность окружения и исходящую от других опасность (если такое имеет место быть); нет склонности к мазохизму, жертвенности и провокаторству; развитый родительский инстинкт (хочет иметь много детей и готов сенсорно заботиться о них)
4. Свойства, связанные с преобладанием ЧИ над ЧС: проявляет чаще поисковую активность чем территориальную агрессию; слабость инстинкта собственника и альтруиcтическое поведение (охотно делится тем, что у него есть - так как думает, что всегда есть возможность найти ещё); мнение, что альтруизм - это норма, а эгоизм - отклонение (а не наоборот), отсюда, в том числе, представление, что поощрение - более эффективный стимул, чем угроза наказания; открытый интерес (а не настороженная враждебность) к чужим отличающимся взглядам и терпимость к многообразию в окружающем мире в целом; уважение к чужой свободе (не хочет никого специально ограничивать и/или эксплуатировать); интернационализм (не делит людей на опекаемых "своих" и угнетаемых "чужих"); уважение к простым людям, в том числе и к тем, кто слаб и не умеет постоять за себя (так как они тоже способны генерировать идеи и делиться ими), но неуважение к имущим "сильным мира сего" (подавляющим черноинтуитивные свободы ради продолжения своего доминирования) (всё тесно связано)
Среди прочих признаков полюс рассудительности связан вторичными связями с полюсами интроверсии, этики, демократизма, позитивизма, динамики, тактики, уступчивости, левости. Самые важные взаимосвязи - с интроверсией и этикой, из-за них у типов ИЭИ и ЭСИ часто диагностируются рассудительные черты, а у ЛСЭ и ИЛЭ - решительные.
О возможных возражениях по поводу смыслового наполнения признака рассудительность-решительность
Оставим в сторону тот факт, что подобная логика сама по себе как нельзя лучше раскрывает соционическую природу пользующихся ею людей. Но можно ли сказать, что они хотя бы отчасти в ней правы? Чтобы разобраться в этом, попробуем понять, а каким образом в природе в принципе сформировались такие признаки, как альтруизм и эгоизм, доброжелательность и враждебность.
Фактор доброжелательности является одним из 5 основных в широко известной типологии Big-5. И, как показало исследование В.Л.Таланова, имеет место быть тесная взаимосвязь между этим фактором и такими соционическими признаками, как рассудительность и этика. Но как разделить вклад этих признаков в доброжелательность между собой?
Людям порой свойственно путать доброжелательность этического толка, связанную с эмпатической привязанностью к другим людям (обычно - родственникам, друзьям...) с доброжелательностью, вызванной принадлежностью к полюсу рассудительности. Разница же, по мнению, автора, здесь такова. Этическая составляющая доброжелательности связана с балансом рациональных функций, то есть акты альтруизма здесь всегда связаны с конкретными отношениями, а также внушёнными обществом человеку эмоциями и морально-этическими установками. Этическая доброта всегда относительна, и обусловлена характером текущих отношений между конкретными людьми. Меняются отношения между людьми и транслируемые в обществе морально-этические нормы - меняется и уровень этической доброжелательности индивида. Ровно то же касается и уровня готовности наносить вред интересам других людей, связанного уже с балансом преимущественно логических (но также рациональных) функций. Эта готовность тоже относительна и зависит уже от интересов текущих дел, в которых принимает участие человек, а также логических соображений общего порядка.
Уровень же доброжелательности-недоброжелательности, эгоизма-альтруизма, связанный с балансом рассудительных и решительных - то есть иррациональных функций человека, не поддаётся сознательному контролю. Он является фоновым параметром личности, связанным с её инстинктивной, животной (а не социальной) частью. И хотя он может быть отчасти скорректирован воздействием со стороны рациональных функций индивида (да и то не навсегда, а лишь до того момента, пока управляющие суждения не утратят силу), но не изменён по своей сути.
По мнению автора, происхождение признака рассудительность-решительность таково: более рассудительными являются те людские популяции, что исторически сформировались на периферии крупных сообществ и выживали за счёт сбора рассеянных ресурсов с большой территории, а также трансграничного обмена идеями и товарами низкого уровня передела (необработанным сырьём). В такой ситуации более выгодной является стратегия сотрудничества между людьми. Так как нет смысла вести конкурентную борьбу за ресурсы, если их излишки, которые можешь лично ты присвоить, малы в сравнении с затрачиваемыми на борьбу усилиями, а также если они не могут быть впоследствии легко реализованы. Можно полагать, что за множество поколений в таких популяциях доброжелательно-альтруистические черты закрепились в генотипе и стали программой поведения "по умолчанию" - то есть не поддающейся рассудочному контролю.
Напротив, решительность как признак сформировалась и закрепилась в тех популяциях, что исторически заняли наиболее ресурсно продуктивные ландшафты и географически центральные положения, и потому со временем сконцентрировали в себе большое количество ресурсов высокого передела (т.е. с большой долей вложенного в них труда). В такой ситуации борьба за ресурсы стала более ожесточённой, т.к. на единицу затраченных усилий появилась возможность заполучить товар кратно более ценный и ликвидный. Соответственно, в подобных популяциях закреплялись отбором те качества, что позволяли более эффективно бороться с конкурентами за подобные товары - как лично, так и в составе различных группировок. К их числу можно отнести повышенную агрессивность, склонность к физическому и вербально-психическому насилию, в целом низкий уровень эмпатии, повышенную стрессоустойчивость, предусмотрительность к опасностям, этическую проницательность и хитрость (конкретное наполнение различается от типа к типу и связано с тем, какие иные признаки, помимо решительности, усилены у субъекта). Со временем и здесь все эти качества постепенно перешли из области сознательно контролируемых в область реализуемых бессознательно, "на автомате".
Таким образом, автор считает ошибочным мнение, что-де все люди являются эгоистами, только более или менее "замаскированными". Сторонникам этого мнения свойственно излишне рационализировать любые поступки людей и переоценивать возможность сознательного контроля человека над своей внутренней природой. Тогда как в реальности многие личностные качества, включая и связанные с уровнем доброжелательности и альтруизма, являются врождёнными и реализуются бессознательно, инстинктивно.
В зависимости от множества факторов внешней среды, естественный отбор способствует лучшему выживанию и размножению людей более или менее эгоистичных. Например, очень важными факторами являются следующие:
Из-за уникального сочетания этих и иных факторов, действующих в течение продолжительного времени (много поколений), малые репродуктивно изолированные популяции могут заметно различаться меж собой по среднему значению признака рассудительность-решительность (как и любого другого). И применительно к одной подобной популяции часто вполне можно сказать, что существующий у её членов средний уровень некоторого признака, если он сильно отличается от общемирового уровня, является наиболее эволюционно выгодным в данных локальных условиях. Но ведь нас интересует никак не этот средний уровень, а индивидуальные особенности отдельных людей, являющиеся следствием естественной генетической изменчивости! А именно, отклонения от этого среднепопуляционного уровня, условно-оптимального с позиции выживания и передачи своих генов потомкам, в ту или иную сторону. В ситуации же современного городского общества с его высоким уровнем генетического разнообразия, индивидуальные значения признаков отдельных людей могут принимать вообще случайные значения, будучи полностью оторванными от условий, в которых протекал породивший их отбор. В таком случае говорить о том, что уровень эгоизма-альтруизма и т.д. отдельной особи рационально обусловлен, не верно даже с позиции популяции в целом (а про самого этого индивида уж и молчу).
В заключении замечу, что среди людей, сомневающихся во врождённости эгоистических и альтруистических черт личности, и в той или иной мере знакомых автору, численно преобладают как раз представители тех типов, что относятся к амбивертам по рассудительности-решительности - т.е. у которых этот признак не выражен. Как показывает практика, будучи амбивертом по какому-либо (любому) признаку, гораздо сложнее понять его суть. Суть признака чувствуется лучше всего, когда человек максимально сильно отклонён по его показателям от среднепопуляционой нормы - ведь в таком случае неизбежно затрудняется понимание с популяцией в целом, возникает ощущение своего превосходства над большинством или, наоборот, ущербности (а часто и того, и другого одновременно, но в разных сферах).
Если исключить рассудительность-решительность из расчёта уровня общей доброжелательности, то этот уровень станет полностью обусловлен балансом рациональных, рассудочных функций. У амбивертов по рассудительности-решительности именно так и происходит - таким людям вполне может искренно казаться, что эгоизм и альтруизм окружающих определяются сугубо рациональными, социально обусловленными факторами. Чтобы избавиться от этого когнитивного искажения, единственное, что я могу порекомендовать - на время сменить страну проживания и переехать жить туда, где исторически сложившиеся показатели рассудительности-решительности сильно отличаются от показателей их родной страны. Туда, где существует иной фоновый уровень этого признака, иной "менталитет".
Выводы
Дополнение
Особо хочется отметить то, что многие психологические установки, тесно связанные с полюсом решительности, содержат в себе социально нежелательные смыслы, и их наличие у себя признаётся реже среднего даже представителями решительных квадр.
Дополнительно рекомендую материалы из группы ВКонтакте "Опросники Таланова":
См. также мои посты с социофорума, собранные в группе
Copileft: Иван Романов, Санкт-Петербург, апрель 2019
Автор разрешает свободное воспроизведение материала с данной страницы при условии гиперссылки на источник.