Аспекты и функции

Содержание:
  • 1. Аспекты и функции - определение (таблица)
  • 2. Классификация аспектов
  • 3. Модель А
  • 4. О разнице наполнения программной и творческой функций
  • 5. О инертности и контактности функций
  • 6. О знаках функций
    Соционическая функция - это аппарат, при помощи которого личность осуществляет управление тем или иным аспектом окружающей реальности.
    Ниже вкратце изложена суть 8 "классических" соционических аспектов и функций в интерпретации автора.
    аспект
    функция
    интуиция возможностей, "чёрная интуиция"(ЧИ)
    Информация о явлениях внешнего мира. В обществе - совокупное знание о мире и людях как информационный потенциал.
    Восприятие информации из внешнего мира и её отражение в сознании субъекта.
    интуиция времени, "белая интуиция"(БИ)
    Внутренняя информационная динамика. В биологии - информационная саморегуляция организма, связанная с поддержанием его существования и развития во времени. В обществе - процессы возникновения, распространения и преобразования мнений, идей, образов, мемов, программ поведения - являющиеся отражением динамического состояния общества (т.н. "цвет времени").
    Восприятие внутренних информационных процессов (по большей части бессознательных), а также неявных перемен в окружающей реальности (проявляющих себя посредством влияния на динамику подсознания).
    силовая сенсорика, "чёрная сенсорика" (ЧС)
    Сконцентрированный материальный потенциал. В биологии - "жизненная сила", сосредоточенная в живой массе клеток тела. В обществе - имущество как присвоенный и удерживаемый материальный ресурс.
    Восприятие материальных ресурсов из внешнего мира с целью их присвоения субъектом.
    сенсорика ощущений, "белая сенсорика" (БС)
    Динамика материальных ресурсов. В биологии - питание, обмен питательных веществ. В обществе - добыча, переработка и распределение материальных ресурсов.
    Восприятие динамики материи в своём теле (посредством вызываемых ей ощущений); косвенная оценка её и в других материальных объектах.
    деловая логика, "чёрная логика" (ЧЛ)
    Процессы объективного мира. В биологии - сокращение мышц, движение тела. В обществе - промышленность и бизнес-технологии.
    Осознанное воздействие на окружающий мир, его перестройка по определённому алгоритму.
    структурная логика, "белая логика" (БЛ)
    Упорядоченная структура, внутренняя "карта" объективного мира. В биологии - форма тела и структура мозга как отражение приспособленности субъекта к ландшафту. В обществе - законодательство, идеология, наука - правила, единые для всех.
    Осознанное воздействие на свою внутреннюю структуру (в т.ч. структуру мышления), её перестройка с целью адекватного соответствия внешней объективной реальности.
    этика эмоций, "чёрная этика" (ЧЭ)
    Восприятие и передача мотивации к действию между субъектами в виде эмоций. В биологии - кругооборот гормонов и питательных веществ внутри организма и их экспрессия во внешнюю среду. В обществе - искусство, мода, реклама, политическая пропаганда.
    Осознанное воздействие на внутреннюю эмоциональную динамику других субъектов.
    этика отношений, "белая этика" (БЭ)
    Близкие контакты и связи с учётом индивидуальных особенностей субъектов. В биологии - разграничение клеток и тел при помощи мембран оболочек и их узнавание друг другом по химическим и иным маркерам, расположенным на этих оболочках. В обществе - этика, мораль, традиции, ритуалы и другие декоративные элементы как маркеры принадлежности к "своим" или "чужим".
    Осознанное воздействие на свою внутреннюю структуру (в т.ч. структуру мышления), её перестройка с целью достижения максимальной совместимости с другими субъектами.

    Более подробные описания функций от В.Л.Таланова доступны в работе (скачать).

    Классификация аспектов

  • Аспекты, в первую очередь, делятся на статические (БЛ, БЭ, ЧС, ЧИ) и динамические (ЧЛ, ЧЭ, БС, БИ). Статические выделяют в мире неизменные параметры и представляют мир как множество отдельных силовых и интеллектуальных потенциалов, образующих пространственную структуру сил взаимодействия. Динамические выделяют в мире ту его компоненту, что связана с движением и его инерцией, с разными взаимосвязанными во времени и индуктивно влияющими друг на друга процессами и, если они скрыты в объектах, то их отражением в виде внешних изменчивых свойств этих объектов.
  • К логическим аспектам (ЧЛ и БЛ) относится всё то в мире, что не зависит от особенностей конкретных наблюдателей, к этическим (ЧЭ и БЭ) - то, что связано с их особенностями. Логические функции связаны со стремлением к самостоятельности мышления и действий, и умением достигать её при помощи разных технологий, этические - с желанием и умением взаимодействовать с другими людьми, используя их способности и деятельность на благо себе и/или окружающим.
  • Аспекты ЧЛ и БЭ дополнительно объединяются близкодействием: БЭ настроена на взаимодействие один-на-один с конкретным человеком, ЧЛ - на стремление к конкретному результату, игнорируя внешний контекст. Общее у БЛ и ЧЭ - дальнодействие: БЛ интересует логическая увязка всех фактов в доступном пространстве, ЧЭ - трансляция своего настроения неограниченно широкому кругу лиц.
    ЧЛ и БЭ как функции связаны с оптимизацией уже существующих процессов и взаимодействий, со стремлением к успеху (репутационному и финансовому) в своём ближнем окружении и по его правилам, с восприятием идеологий как отражения местных традиций и интересов (так называемая "серьёзность", она же "объективизм"). Функции ЧЭ и БЛ объединяются стремлением к расширению известной и доступной их влиянию области мира, к экстенсивному распространению своего образа жизни и мировоззрения, им ближе воодушевляющая глобальность замыслов и фантазий, в том числе и в области идеологии (так называемая "весёлость", она же "субъективизм").
  • К сенсорным аспектам (ЧС и БС) относится всё то, что сначала есть в реальности, а затем воспринимается сознанием, к интуитивным (ЧИ и БИ) - то, что сначала возникает в сознании, а затем реализуется (или не реализуется). Сенсорные функции отвечают за хорошее чувствование своего тела и его потребностей, детальность восприятия и конкретность мышления, нацеленность на материальные ресурсы. Интуитивные отвечают за развитость фантазии, хорошее понимание перспектив и предвидение опасностей, ориентирование в ситуациях неоднозначности и многовариантности, в нечётких множествах и вероятностях, абстрактных идеях.
  • Аспекты ЧС и БИ дополнительно объединяются центростремительностью: ЧС представляет собой накопленные внутри системы и оберегаемые от чужих посягательств материальные ресурсы, БИ - личное время. Общее у ЧИ и БС - центробежность: БС - это обмен ресурсами с внешней средой, ЧИ - обмен с ней информацией.
    ЧС и БИ как функции связаны с более высокой конкурентностью и стессоустойчивостью, отслеживанием врагов и скорее негативно - враждебным отношением к людям, презрением к слабости, эксплуататорскими склонностями, признанием своего эгоизма (так называемая "решительность", она же "центральность"). Стратегии функций ЧИ и БС объединяются миролюбием, стремлением к компромиссам и избеганию конфликтов, доброжелательностью, открытостью, наивностью и неумением интриговать, низкой стрессоустойчивостью и слабыми способностями к мобилизации, предпочтением производительного труда, а не присвоения результатов чужих усилий (так называемая "рассудительность", она же "периферийность")

    Таким образом:
    БЛ - статический, логический, весёлый аспект;
    БЭ - статический, этический, серьёзный;
    ЧЛ - динамический, логический, серьёзный;
    ЧЭ - динамический, этический, весёлый;
    ЧС - статический, сенсорный, решительный;
    ЧИ - статический, интуитивный, рассудительный;
    БС - динамический, сенсорный, рассудительный;
    БИ - динамический, интуитивный, решительный.

    Помимо этого, все "чёрные" аспекты традиционно соединяются с экстраверсией, а "белые" - с интроверсией, логические и этические - рациональностью, а сенсорные и интуитивные - с иррациональностью.
    Экстраверсия - умение взаимодействовать с внешним миром: воспринимать из него информацию (ЧИ), материальные ресурсы (ЧС), направленно изменять его самому (ЧЛ) или посредством других субъектов (ЧЭ). Интроверсия - умение взаимодействовать со своим внутренним миром: воспринимать информацию из своего подсознания (БИ), обмен веществ в теле через вызываемые им ощущения (БС), сохранять свою ориентацию относительно объективных факторов (БЛ) или других субъектов (БЭ). Для экстраверсии характерны широта, поверхностность, количество (контактов, интересов, знаний, контроля объектов и т.д.), для интроверсии - узость, глубина, качество. Экстраверты потенциально более мобильны и могут приспособиться к более широкому кругу условий жизни, интроверты - более привязаны к конкретным, привычным им условиям, в которых они достигают более высокого уровня адаптации.
    Рациональность - это последовательность мышления и поведения, наличие социальных предустановок, принципов и комплексов, придающих направление всей деятельности человека. Иррациональность - спонтанность мышления и поведения, связанная с приоритетом инстинктов персонального биологического выживания.

    Модель А

    Каждый человек способен обрабатывать информацию по всем 8 аспектам, однако по одним он производит это более эффективно, чем по другим. Все 8 аспектов располагаются на 8 позициях "модели А", причём порядок их расположения зависит только от социотипа - всего существует 16 возможных расстановок:

    Нередко при отображении типа модель А сокращают до двух функций блока "эго", так как положение остальных 6 при этом легко и однозначно рассчитывается.

    По мнению автора, модель А может быть расшифрована примерно следующим образом:

    "Ментальное кольцо" - функции, осознаваемые личностью
    Блок "эго"
    "Хочу и могу" - сильные, ценностные функции. Основа личности, определяют приоритеты индивидуальной картины мира, её наиболее взрослую, развитую часть.
  • 1 - программная. Девиз: "надо, хочу, могу". Самая сильная функция, и при этом инертная - застревающая, упрямая, не приемлющая компромиссов. Включена большую часть времени, выключается с трудом. Субъект рассматривает мир через призму её аспекта, стремится к его максимизации.
  • 2 - творческая. Девиз: "хочу и могу, хотя и не надо". Сильная, при этом контактная функция - гибкая и управляемая, включается и выключается со стороны программной, когда необходимо. Без проблем выслушивает чужое мнение по аспекту, ищет и перебирает варианты в поисках лучшего и наиболее адекватного ситуации решения.
    Блок "суперэго"
    "Не хочу и не могу" - слабые неценностные функции. Проявления их аспектов в окружающих воспринимаются как досадная помеха, мешающая нормально жить. Личность чувствует свою дефектность по этим аспектам и стремится её как-то исправить, скомпенсировать тем или иным образом.
  • 3 - ролевая. Девиз: "надо, но не хочу и не могу". Контактная функция, может демонстрироваться как "маска" в ситуациях, которые субъект не вполне контролирует и ощущает в них свою уязвимость (например, при попадании в новый коллектив). Демонстрируя наработанные по этой функции шаблоны, субъект нередко полагает, что тем самым занимается полноценным творчеством. Однако для обладателей этой же функции в более сильной позиции такое "творчество" выглядит карикатурным.
  • 4 - болевая. Девиз: "не надо, не хочу, не могу". Самая слабая функция. Инертная, стремится быть всё время выключенной. Субъект стремится к минимизации её аспекта в себе и окружающих. Чужие проявления её аспекта воспринимаются как угроза и предусмотрительно обходятся стороной.
    "Витальное кольцо" - функции, часто не осознаваемые
    Блок "ид"
    "Хочу, но не могу" - слабые ценностные функции. По этим функциям человек наиболее внушаем, проявления их аспектов связаны в его представлении с радостью бытия, которой его должен научить кто-то другой.
  • 5 - внушаемая (или суггестивная). Девиз: "надо, хочу, но (сам) не могу". Слабая функция, есть желание по ней развиваться, но нет представления, как это делать. "Всеядна" - жадно впитывает любую информацию по своему аспекту, но плохо удерживает. Субъект имеет склонность тянуться к ярким проявлениям этой функции в окружающем мире, часто сам не осознавая причины такого своего поведения.
  • 6 - активационная. Девиз: "хочу, хотя (сам) не могу и (мне) не надо". Слабая, но тренируемая до вполне приличного уровня - охотно следующая за чужими пожеланиями и впитывающая шаблоны. Похвала по этой функции особенно мотивирует.
    Блок "суперид"
    "Могу, но не хочу" - сильные неценностные функции. Слабо осознаны и потому плохо тренируются. Субъект способен накапливать по ним много информации, но не для того, чтобы максимизировать их аспекты, а наоборот, свести их влияние на нет.
  • 7 - ограничительная. Девиз: "надо, могу, но не хочу". Субъект хорошо понимает, что делать, чтобы не затрагивать аспект этой функции.
  • 8 - фоновая. Девиз: "(мне) не надо и не хочу, но могу". Субъект хорошо понимает, что делать, чтобы окружающие не сталкивались с аспектом этой функции.

    Более подробное описание модели А от других авторов вы можете прочесть здесь.

    Как показала практика типодиагностики, далеко не у всех людей наблюдается предложенный в модели А порядок функций. Существует немало людей, у которых самая сильная и самая слабая функции (программная и болевая) являются обе одновременно иррациональными либо рациональными; порядок остальных функций по силе также может заметно отличаться от теоретического.

    О разнице наполнения программной и творческой функций

    Нагруженность аспектов экстраверсией/интроверсией и рациональностью/иррациональностью различается в случае обработки их функцией в программной и творческой позициях. Так:
  • если функция БЛ или БЭ находится в позиции программной (ячейка 1 модели А), она дополнительно приобретает черты интроверсии и рациональности, а если в позиции творческой (ячейка 2) - то экстраверсии и иррациональности;
  • если функция ЧЛ или ЧЭ находится в позиции программной (ячейка 1 модели А), она дополнительно приобретает черты экстраверсии и рациональности, а если в позиции творческой (ячейка 2) - то интроверсии и иррациональности;
  • если функция ЧС или ЧИ находится в позиции программной (ячейка 1 модели А), она дополнительно приобретает черты экстраверсии и иррациональности, а если в позиции творческой (ячейка 2) - то интроверсии и рациональности;
  • если функция БС или БИ находится в позиции программной (ячейка 1 модели А), она дополнительно приобретает черты интроверсии и иррациональности, а если в позиции творческой (ячейка 2) - то экстраверсии и рациональности.
    В некоторых соционических школах даже рассматривают данные случаи отдельно, и составляют для них отдельные описания (и это правильно). Но в других школах этого не делают, и продолжают искать в людях тех же проявлений для их творческой функции, что описаны для программной (что неправильно). Так, например, ЧИ есть в блоке эго (1-2 места модели А) и у ИЛЭ, и у ЛИИ. Однако у ЛИИ проявления ЧИ будут совсем иными, нежели чем у ИЛЭ: искать у ЛИИ якобы обязательно присущие ЧИ экстраверсию и иррациональность не следует, там их просто нет.
    Поэтому, во избежании путаницы, соционический тип рекомендуется определять не по поиску наличия признаков его программной (1) и творческой (2) функций, как часто делается, а по описаниям наличия признаков программной (самой сильной, 1) и отсутствия признаков болевой (самой слабой, 4). Это позволит использовать любые описания аспектов и функций - как нагруженные экстраверсией/интроверсией и рациональностью/иррациональностью, так и не учитывающие эти признаки - без особого вреда общему пониманию. В таком случае, например, ИЛЭ определяется как тип с избыточностью появлений ЧИ и недостаточностью (слабостью) проявлений БЭ, ЛИИ - избыточностью проявлений БЛ и недостаточностью ЧС и так далее.
    Подробнее тема смыслового наполнения 16 функций (в программной и творческой формах по отдельности) разбирается на странице.

    О инертности и контактности функций

    Функция в инертной позиции - та, по которой человек наиболее акцентуирован: обладает уникальными свойствами, но, в то же время, часто не может реагировать адекватно норме, негибок, уязвим и требует поддержки для успешной социализации. Работа по инертным функциям особенно важна в плане выживания личности, поэтому соответствующие аспекты реальности осознаются ей очень хорошо. Наиболее инертными являются программная и болевая функции - как максимально сильно отклоняющиеся от среднепопуляционной нормы. Так, программная функция, более прочих отклоняющаяся "в плюс", является основой стиля жизни, а её ресурс - основным для личности, тогда как болевая, слабейшая функция, максимально отклоняющаяся "в минус" - слабым местом, которое стремятся затрагивать по минимуму, и проявления которого у других людей предусмотрительно отслеживают и обходят стороной.
    С другой стороны, творческая и ролевая функции по силе довольно близки к популяционной норме и, потому, гораздо более гибкие, контактные и легко переключаемые. По их аспектам субъект гораздо легче включается в текущую ситуацию, находит "общий язык" с окружением и чаще и проще идёт на компромисс - например, в чём-то уступая, чтобы не сдавать позицию по для своей программной функции или прикрыть свою болевую.

    Существует теоретическая взаимосвязь между тем, какие функции являются инертными, а какие - контактными, и значением вторичных признаков Рейнина:
  • так, у конструктивистов в теории БЭ либо ЧЭ находится в позиции программной или болевой, так что БЭ и ЧЭ в сумме более инертны, то есть сильнее отклоняются от нормы, чем БЛ и ЧЛ), у эмотивистов - наоборот, в позиции программной или болевой находится БЛ либо ЧЛ, так что в сумме более инертны логические функции;
  • у стратегов в среднем более инертны сенсорные функции, у тактиков - интуитивные;
  • у беспечных в среднем более инертны рассудительные функции (ЧИ и БС), у предусмотрительных - решительные (ЧС и БИ);
  • у уступчивых в среднем более инертны серьёзные функции (БЭ и ЧЛ), у упрямых - весёлые (БЛ и ЧЭ);
  • у позитивистов в среднем более инертны деклатимные функции (БД и ЧД), у негативистов - квестимные (БК и ЧК);
  • у правых в среднем более инертны аристократические функции (БД и ЧК), у левых - демократические (БК и ЧД).
    Впрочем, всё выше сказанное относится к идеальным типам; у реальных людей все эти правила могут нарушаться за счёт возникновения несогласованности признаков в соционическом профиле.

    О знаках функций

    В некоторых соционических школах для отображения при помощи набора 8 функций некоторых других признаков Рейнина используется система знаков ( + / - ) к функциям. Существует несколько её модификаций, например:
  • вариант, при котором знак программной функции соответствует полюсу дихотомии правость (+) - левость (-), а знак творческой функции ему обратен (система знаков, предложенная В.Гуленко);
  • (реже) вариант, при котором знак программной функции соответствует полюсу дихотомии позитивизм (+) - негативизм (-), а знак творческой функции ему обратен.
    Автор не рекомендует использовать ни один из предложенных выше вариантов, в связи с плохой совместимостью системы знаков к функциям с количественной методикой оценки силы признаков (сравнения их меж собой в соционическом профиле). Помимо этого, если второй из предложенных вариантов ещё, по мнению автора, имеет какую-то смысловую ценность, то система знаков В.Гуленко является очевидно контринтуитивной в случае применения к некоторым типам (например, ЭИЭ и ЭСЭ), и, будучи основанной на слабом признаке правость-левость, объясняется лишь путём смысловых натяжек и нагромождений.

    Вместо системы знаков к функциям автор вслед за В.Талановым предлагает рассматривать расширенный до 12 набор функций. Также, замечу, что на некоторых изображениях с этого сайта используются знаки к функциям, однако совершенно в другом смысле - как буквальный показатель силы или слабости инертной функции: + для программной функции и - для болевой. Например, сочетанием +ЧЛ-БЭ автор для простоты обозначает малую группу типов, у которых ЧЛ является программной или БЭ - болевой ( группа делового стиля общения - ЛИЭ, ЛСЭ, ИЛЭ, СЛЭ); сочетанием +ЧС+БС - группу с сенсорикой в позиции программной функции (СЛЭ, СЭЭ, СЭИ, СЛИ), и т.п.


    © Иван Романов, Санкт-Петербург, октябрь 2017 - август 2018