О природе и смысловом наполнении функции БИ
1.
Моя версия здесь такова.
Базовая БИ - это эскапизм, т.е. бегство из мира реального (часто очень неприятного, где у тебя куча проблем), в мир приятных образов своего сознания. Прогностический дар программной БИ, безусловно, выше среднего (т.к. любая динамическая интуиция работает с сюжетными линиями), но всё же хуже, чем у БИ творческой, заточенной под последовательное планирование будущего. А от программной БИ главная польза всё же иная. Мне видится, что она гораздо прозаичнее, чем принято воображать, и в основе своей связана со способностью вовремя, при появлении какой-то опасности, затаиться и "слиться с фоном". Здесь умение на время отключаться от реальности и погружаться в свои фантазии, а также частый спутник сильной БИ - депрессивность - парадоксально играют положительную роль, т.к. гасят ненужную активность и позволяют сидеть тихо, выжидая момент, когда опасность пройдёт стороной. Это, на самом деле, очень полезное эволюционное приобретение, если вспомнить противоположную ситуацию - как люди с болевой БИ бывают с избытком активны в своих попытках решать все поступающие проблемы, и при этом беспечны и самонадеянны, часто в упор не видя опасности. Видимо, гиперактивность и эйфоричность, отрицательно связанные с БИ - далеко не всегда оптимальная стратегия, раз БИ до сих пор не вымерла. Можно даже предположить, что те популяции, что изначально испытывали на себе больший гнёт хищников, в итоге будут более белоинтуитивными, так как естественный отбор в них долгое время благоприятствовал выживанию именно депрессивных, а не гиперактивных особей.
2.
Если мы берём программную БИ, то интроверсия этой функции указывает на то, что речь идёт о внутреннем времени субъекта, о его скрытой информационной (психической) реальности. Иррациональность указывает на то, что эта функция связана с инстинктами индивидуального выживания (а не предустановками сознания, сформированными у индивида обществом). Обобщая всё сказанное, я сделал такой вывод. У каждого из нас есть драгоценное время жизни, которое изначально принадлежит только нам. Но общество покушается на это время, заставляя человека заполнять его тем, что ему не нравится, но нужно этому обществу. Например, работать от зари до зари, участвовать в разных социальных мероприятиях, воспитывать детей и помогать старикам и т.п. Все эти занятия часто малоприятны в плане того, что отвлекают субъекта от его собственной внутренней психической реальности. Так вот, сила функции БИ связана в первую очередь с умением субъекта защищать это своё внутреннее время от посягательств на него внешнего мира. Программная БИ руководствуется принципом: искать пути добычи нужных для жизни ресурсов, требующие наименьших трат личного времени. В чистом виде это рождает пассивно-потребительскую, паразитическую стратегию выживания. Соединяясь с этикой, программная БИ ищет сильного покровителя, который готов давать всё нужное для жизни за "красивые глаза" (мимикрию под приятный покровителю образ), а также умение терпеть, успокаивать и прощать его агрессивные выходки. Соединяясь с логикой, программная БИ ищет тайное знание, при помощи которого можно или за день заработать на год жизни, а потом год ничего не делать, или и вовсе заставить других работать вместо себя, а самому снимать сливки. И в том, и в другом случае, программная БИ является, пожалуй, наименее социально продуктивной функцией. Единственное, что она производит всегда, охотно и в больших объёмах - это сюжетное моделирование внутри своего сознания, оторванное от внешних реалий. То есть, по сути, качественные глюки. Поэтому неудивительно, что именно предрасположенность к галлюцинациям разного рода и оказывается наиболее сильно связана с БИ. Нет, это далеко не всегда сопутствующая негативная симптоматика этой функции (как можно было бы подумать, и как я сам думал ещё недавно), очень часто это как раз её главный, стержневой смысл. Так, медитативное погружение в себя, в потоки внутренних образов, стремление к познанию мира через созерцание своего внутреннего я (как продукта этого мира) рано или поздно утыкается в относительную узость образов внутреннего мира, их обусловленность теми внешними реалиями, в которых человек существует и которые наблюдает изо дня в день. Желание преодолеть эту узость и "расширить сознание" порождает особенно присущее БИ влечение ко всему вычурному и странному - просто потому что это вычурное и странное неизбежно повышает многообразие собственной внутренней реальности, её глубину и многоплановость, делает пребывание в ней более захватывающим и менее скучным.
(Отсюда, кстати, и наблюдаемая схожесть внешних проявлений БИ с квестимностью - так как квестимность по сути тоже есть поиск разных ненормальностей, только с некоторыми иными конечными целями - имеющими социальную, а не индивидуально-личностную природу). А вот умение предвидеть будущее, чувствовать скрытые тенденции, находить точки бифуркации потока событий, и поэтому выбирать нужный момент для совершения нужного действия - всё это есть лишь вторичные черты БИ, разрабатываемые в процессе адаптации к внешней среде. Умение мимикрировать, прятать свою внутреннюю суть и в нужные моменты "сливаться с фоном", уходя из под удара - всё туда же. А вот умение планировать своё время, чтобы больше работать и приходить вовремя, чтобы лучше соответствовать социальным требованиям - это вообще ни разу не БИ, а намного чаще анти-БИ. Планирование времени вообще само по себе - рациональная функция, чаще всего навязываемая человеку обществом и, по большому счёту, с точки зрения его инстинктивной, иррациональной природы противоестественная. Хотя, если говорить о рационально-экстравертной (творческой, контактной) версии БИ, то для неё планирование своего времени на отдалённую перспективу как раз характерно. Но, правда, и здесь, это лишь вторичный признак. А первично для творческой БИ стремление транслировать своё время, свой внутренний поток образов вовне, навязывать окружающему миру и другим людям свои долгосрочные цели, заставлять двигаться внешний мир в сторону того образа будущего, которое субъект творческой БИ видит наиболее желаемым.
Заметка впервые опубликована на социофоруме в сентябре 2018
Copileft Иван Романов, Санкт-Петербург, 2019
Автор разрешает свободное воспроизведение материала с данной страницы при условии гиперссылки на источник.