О разнице белой и чёрной этики


Объединяет БЭ и ЧЭ этика и рациональность, то есть БЭ и ЧЭ формируют суждение субъекта, в котором по максимуму отражаются его внутренние особенности. Для сравнения, логические функции формируют суждения, максимально отвлечённые от внутренней сути того, кто судит - то есть (в идеале) повествующие о объективных, измеримых в формальных категориях свойствах реальности.

Разница между БЭ и ЧЭ в том, что БЭ - интровертная, статическая, серьёзная функция, а ЧЭ - экстравертная, динамическая, весёлая.

Экстравертность ЧЭ проявляется в том, что её суждения направлены на изменение окружающего мира, а именно, так как функция этическая - на побуждение других людей к действиям. Тогда как интровертная БЭ просто доносит своё внутреннее (этическое) понимание ситуации. Однако, здесь всегда следует помнить, что и то, и то касается лишь программных версий этих функций, так как их творческие версии имеют обратную вертность.

Динамика ЧЭ проявляется в том, что суждения ЧЭ касаются текущего, сиюминутного внутреннего состояния субъектов - их настроения, эмоций. Суждения ЧЭ - это суждения в духе люблю/ненавижу, то есть о том, что меняется между субъектами в зависимости от обстоятельств. Статическая БЭ оценивает структуру, устойчивый каркас личности того или иного субъекта. Её суждения составляются в духе хороший/плохой, то есть касаются тех свойств субъектов, которые от текущих обстоятельств и контекста взаимодействия не зависят. Говоря иначе, БЭ разделяет субъектов меж собой, воспринимая и сравнивая их как дискретные сущности, а ЧЭ, наоборот, наблюдает не отдельных субъектов, но некий континуум общего взаимодействия, глобальное "море эмоций и настроений", в котором индивидуальная субъектность растворена, а свои эмоции воспринимаются как общие и наоборот, чужие эмпатически передаются на себя.

Наконец, ЧЭ, как весёлая функция, избыточна в своих проявлениях. Поэтому суждения ЧЭ составляет так, чтобы привлечь к ним максимальное количество внимания со стороны. Это может достигаться за счёт словесного украшательства (эпитетов), пафоса (нагнетания субъективной значимости), шокирующих высказываний, и т.д. Эффект усиливается за счёт экспрессивного поведения, повышения громкости голоса, более активной мимики, украшений и т.д. БЭ, как функция серьёзная, в своих проявлениях экономна. БЭ составляет такие суждения, чтобы они максимально эффективно подействовали на конкретного субъекта, к которому относятся - с учётом его индивидуальных особенностей (которые БЭ заранее анализирует). БЭ избегает слишком "громких" высказываний, так как ей не нужно, чтобы в отношения вмешивались посторонние, она - за конфиденциальность. Особенностью поведения субъекта БЭ является то, что оно сильно отличается в зависимости от того, с кем он общается. При наличии посторонних БЭ обычно более сдержана, контролирует мимику. Одежда и украшения подбираются таким образом, чтобы указать на то, в каких отношениях состоит субъект БЭ, и оттолкнуть от этих отношений всех, кто их теоретически может разрушить.

Кстати, не следует понимать слова "весёлость" и "серьёзность" буквально. Если сравнивать формы БЭ и ЧЭ, имеющие одну вертность, то видим, что экстравертная (программная) чёрная этика в своём экспрессивном самовыражении искренна, прямолинейна и, по сути, совершенно серьёзна(!), а экстравертная (творческая) белая этика - играет, подначивает и шутит, часто выглядя при этом более весёлой(!).
А фактор статики и динамики, пожалуй что, лучше виден в разрезе интровертных форм БЭ и ЧЭ. Напомню, статики обладают дискретным мировосприятием, потому в большей мере осознают и себя и других отдельными субъектами, лучше видят устойчивые свойства любых субъектов и вытекающие из этих свойств постоянные интересы. Мировосприятие динамиков континуально, они не столько выделяют в окружающем субъекты интересов, сколько отслеживают текущий баланс разных ресурсов и свою меру удовлетворённости этим балансом.
Говоря проще, статик - это тот, кто ставит цели, динамик - тот, подбирает средства.
Противоположная сфера жизни обычно выпадает из поля зрения субъекта, и по её вопросам он склонен следовать за другими: динамик охотнее готов идти на компромисс в вопросах мировоззрения, статик - в вопросах стиля жизни.
И здесь хорошей иллюстрацией может быть разница между интровертными формами белой и чёрной этики. Так, хотя творческая чёрная (интровертно-динамическая) этика и выглядит мягкой и податливой, подстраивающейся под точку зрения окружения, она в то же время и всегда упрямо выбирает то окружение и тех партнёров, с которыми ей будет легче и приятнее жить, и никогда не станет делать ничего, что ей не нравится. Программная белая (интровертно-статическая) этика, напротив, будучи более принципиальной и жёсткой в своих морально-этических суждениях, при том легко внушаема текущими нуждами окружающих, готова выполнять неприятные для себя дела, контактировать с неприятными для себя людьми, т.к. кому-то что-то ранее пообещала.

Обобщая всё сказанное выше, можно сказать:
  • чёрная этика оценивает со своей субъективной точки зрения (нравится/не нравится, хорошо/плохо) происходящие вокруг изменения, а белая - устойчивые свойства отдельных, частных объектов и субъектов;
  • чёрная этика ощущает свою эмпатическую слитность с окружающими людьми, белая - формирует своё отношение к ним как к отдельным от себя личностям;
  • чёрная этика настроена на то, чтобы продвигать свою позицию и менять окружающих под себя, настрой белой этики - приспосабливаться и подстраиваться под других, менять себя так, чтобы наилучшим образом соответствовать окружающим;
  • чёрная этика экспрессивно воздействует на чужое настроение: одним его улушает, другим портит, а белая - манипулирует дистанциями общения: держится рядом с одними, отдаляется от других, приближается к третьим;
  • чёрная этика не задумывается об отношениях, она сама их формирует, самовыражаясь и тем самым привлекая к себе внимание окружающих, белая этика помещает субъекта в уже сложившуюся локальную систему отношений, и дальше либо оставляет его в ней, либо переходит к другой системе;
  • чёрная этика избыточна, вещает в окружающий мир "во все стороны" (кстати, поэтому и более иррациональна фактически), белая - экономна и избирательна, настроена на общение тет-а-тет, воздействует на конкретного собеседника;
  • чёрная этика глобальна, ей свойственна воодушевляющая грандиозность замыслов и фантазий, белая этика фокусируется на частном и малом, на судьбе конкретного человека;
  • чёрной этике проще отождествить себя с другим человеком (в том числе, и с героем своей книги, что она часто и делает, повествуя от первого лица), белой этике проще понять то, чем этот другой отличается, смоделировать его характер и поведение с учётом его конкретных особенностей (при этом глядя на него немного со стороны, "извне").

    С эволюционной точки зрения, суждения чёрной этики рассчитаны на открытую систему взаимодействия субъектов, содержащую потенциально неограниченное число участников и постоянно меняющийся их состав, тогда как суждения этики белой более эффективны в закрытых, узких системах с известными и неизменными участниками.



    Теперь о том, как оценивать, относится та или иная семантика к БЭ или ЧЭ. Здесь, на самом деле, сплошь и рядом возможны сложные, промежуточные ситуации. Например, белоэтическая оценка личностных качеств конкретного человека может быть произнесена в нарочито экспрессивной, чёрноэтической манере. И наоборот, суждение о своём настроении может быть подано тихо и спокойно, под соусом конфиденциальной беседы. Сложно сказать, где проходит граница между этической оценкой и криком души - очевидно, рафинированная БЭ и ЧЭ семантика относительно редки, в большинстве случаев мы имеем смесь из БЭ и ЧЭ, с разными их долями.
    Однако, если рассматривать чистую семантику слов, вне контекста их использования и вне интонационного сопровождения, то следует сказать, что фактор вертности таким образом практически не передаётся. Весёлость-серьёзность может проявляться через структуру слова, например и особенно - через суффиксы, подчёркивающие субъективную значимость высказывания, увеличивающие, заостряющие её (весёлость) или снижающие, сглаживающие (серьёзность). А на первое место в таком случае выходит фактор статики-динамики. В структуре речи можно выделить статические формы (смысл которых не зависит от контекста) и динамические (от контекста зависящие). К первым относятся прежде всего названия (имена существительные), ко вторым - определения (прилагательные) и глаголы. С поправкой на этику, из этого следует, что к сфере БЭ в речи относятся прежде всего названия объектов и субъектов, несущие в себе долю субъективного отношения. То есть имена собственные и прозвища. К ЧЭ же следует отнести ярко выраженные эпитеты и глаголы, используемые в переносных, расширенных значениях. То есть, всё что используется субъектом для подчёркивая своего впечатления от происходящего.
    Полного своего развития семантика ЧЭ достигает в поэзии, так как только там впечатление, которое создают слова, является основной целью, только там эмоция полностью освобождается от гнёта функциональности. Напротив, БЭ стихотворного жанра избегает, предпочитая прозу. В которой наиболее любим ей будет, скорее всего, жанр басни, или, шире - рассказа, в прямой или завуалированной форме содержащего в себе нравоучение. Так как именно там всё вращается вокруг этического анализа разных личностей, выяснения частной природы их мотиваций и "называния" людей в соответствии с этим.


    Copileft: Иван Романов, Санкт-Петербург, октябрь 2019
    Впервые опубликовано на социофоруме 11 сентября 2018 г. и ВКонтакте 26 сентября 2019 г. Приводится здесь с некоторыми изменениями.
    Автор разрешает свободное воспроизведение материала с данной страницы при условии гиперссылки на источник.

    См. также: Весёлость и серьёзность