Логика - этика

Все биологические субъекты, с одной стороны, существуют в объективной реальности, одинаковой для всех наблюдателей, но, с другой стороны, также формируют свои собственные субъективные представления о ней, зависящие от персональных особенностей их внутреннего устройства (различающиеся от субъекта к субъекту). Когда субъект пытается самостоятельно охотиться и добывать ресурсы, а также избегать хищников и других опасностей на ландшафте, он сталкивается с объективной реальностью в лице единых для всех правил и логики событий. Когда же он стремится понять внутреннее состояние других субъектов и их намерения, при помощи эмпатии проникнуть в их внутренний мир и/или, экспрессивно самовыражаясь, повлиять на их мышление и поведение, то сталкивается с внутренней субъективной реальностью других индивидов.
В зависимости от образа жизни, субъект может больше зависеть от эффективности своего самостоятельного мышления и действий, либо же от продуктивности взаимодействия с другими субъектами. Если преобладает первое - то он может быть назван логиком (мыслительным), если второе - этиком (чувствующим).
Не следует понимать, что этические субъекты не мыслят самостоятельно, а логические - ничего не чувствуют и не способны к сопереживанию. Да, в ряде крайних случаев способность противоположного полюса свойства может быть атрофирована почти полностью, однако это явные патологии. В реальности большинство этиков в значительной мере сохраняет способность самостоятельно делать выводы и поступать по своему разумению - однако при возможности выбора они всё же предпочитают использовать умения и способности других субъектов. Логики также в некоторой мере сохраняют способность улавливать чужие индивидуальные особенности и чужое настроение (не говоря уж о собственных), однако они не используют эти способности "по назначению" - чтобы воздействовать на других субъектов и использовать их способности себе во благо, а в случае выбора предпочитают самостоятельность.
Ключевой особенностью признака логика-этика является его (и только его) сильная привязка к дихотомии биологического пола. Женские особи всех видов животных, ухаживающих за своим потомством, являются в среднем более этическими, так как от того, как сильно они привязаны к потомству и умеют понимать его потребности, зависит выживаемость и передача их генотипа в будущие поколения. Мужские особи при этом являются более логическими, так как естественный отбор способствует воспроизводству генов тех особей, что умеют обеспечивать самку пищей и защитой во время беременности и воспитания детёнышей. Впрочем, эта зависимость не является жёсткой, особенно у высокоразвитых видов с совместным воспитанием потомства (у людей среди мужчин число логиков примерно в 2 раза превышает число этиков, среди женщин наблюдается обратная пропорция).


Асимметрия социона в проекции на дихотомию логика-этика

Среди важнейших признаков Рейнина полюс логики обнаруживает слабую корреляцию (на уровне k~=0,2...0,3) и испытывает некоторое усиливающее влияние признаков:
  • рациональности;
  • сенсорики;
  • решительности
    Среди прочих, более слабых, признаков Рейнина полюс логики оказывается устойчиво скоррелирован (на уровне k~=0,3...0,6) и оказывает усиливающее влияние на признаки:
  • статики;
  • серьёзности;
  • стратегии;
  • правости.
    По данным статистики большинства опросников В.Л.Таланова и А.Хижняка:
  • самый логический социотип - ЛСИ (Максим Горький);
  • ярко выраженный полюс этики прослеживается у большинства представителей типов ИЭЭ (Гексли), ИЭИ (Есенин), ЭСЭ (Гюго), СЭИ (Дюма)
  • усиленные этические черты характера нередки у многих ИЛЭ (Дон-Кихот) и СЛИ (Габен)
  • усиленными логическими чертами характера отличаются многие представители социотипа ЭСИ (Драйзер) и некоторые - СЭЭ (Наполеон) и ЭИЭ (Гамлет)
    В среднем:
  • самая логическая квадра (рассудочная и прагматическая, склонная переводить на язык логики даже близкие отношения) - третья (Гамма);
  • самая этическая квадра (обладающая развитой эмпатией, склонная видеть и учитывать субъективные интересы других людей даже вне близкородственных отношений) - первая (Альфа).


    Страница планируется к доработке
    вернуться в общий раздел
    См. также: описание разновидностей логики и этики

    © Иван Романов, Санкт-Петербург, август 2018