О природе соционической функции ЧС


По поводу того, связана ли ЧС с агрессией и насилием.
Некоторые люди в соционическом обществе считают, что насилие и агрессия это ЧЛ, т.к., во-первых, это действия (динамика), а во-вторых, преобразование мира (логика, ЧЛ). На это я могу ответить, что да, любое направленное действие - это ЧЛ. Срубить дерево, зарезать курицу и приготовить её мясо, ударить обидчика - это ЧЛ. Но и посадить дерево, построить для курицы сарай, где бы она была в безопасности и накормить её, сделать подарок для дорогого человека - в некоторой мере это всё также ЧЛ, т.к. предполагает сознательные, целенаправленные действия. Вообще, любое действие, которое можно назвать с помощью ГЛАГОЛА, есть ЧЛ.
Что же такое ЧС?
Чтобы понять это, надо вспомнить, что ЧС - это СТАТИКА, т.е. нечто неизменное, некий потенциал, которой содержится в каждом человеке. ЧИ, кстати, также потенциал - только интеллектуальный. Вряд ли кто будет спорить с этим. А какой потенциал тогда ЧС? Я думаю, тот, который ещё принято называть "жизненная сила".
Каждое живое существо является неким субъектом, который преобразует под себя окружающий мир. Даже если физически в данный момент ничего не делаем, наше тело всё равно постоянно борется с окружающей средой - живущими внутри него и проникающими извне бактериями. С позиции этих бактерий, воздействие имунной системы нашего тела на них - насилие. Надеюсь это понятно? Также, чтобы выжить, мы должны потреблять пищу. Эта пища, в большинстве своём, до того являлась иными живыми существами - растениями или животными. Добыть пищу - значит буквально: убить и разрушить другую жизнь, чтобы выжить самому. Это снова насилие. Даже неорганика, минералы, вода и солнечный свет, пригодное для жизни пространство - всё это также вполне могло бы стать ресурсом для кого-то ещё, а значит, занимая и потребляя их, теоретически мы также что-то отнимаем у возможных конкурентов.
Идём дальше.
Человек, как любое живое существо, с позиции материального мира - это прежде всего генотип, заключённый в его клетках. Всё остальное - уже надстройка. Поэтому выжить в окружающем мире, в том числе значит - и продлить свои гены в будущее. Здесь есть три стратегии: две индивидуалистические и одна коллективистская.
Согласно первой, чтобы достичь максимального распространения своих генов в будущем, надо просто иметь как можно больше половых партнёрш, чтобы они родили как можно больше детей с твоим генотипом. Понятное дело, эта стратегия подходит только мужчинам. Вторая стратегия, также индивидуалистическая, уже может применяться и женщинами: добиться как можно более высокого статуса, чтобы затем передать его потомству. Тогда твои дети будут более востребованы на рынке сексуальных и брачных партнёров, и им проще будет оставить после себя ещё больше потомков и т.д. Далее - как в первом варианте.
Третья стратегия отличается от двух первых тем, что человек по какой-то причине понимает, что ему будет проще добиваться не экспансии своего личного генотипа в популяции, а содействовать распространению коллективного генотипа своего малого сообщества в большем (своей семьи - в народе, народа - в мире). Дело в том, что являясь частью группы и её ребёнком, ты уже тем самым имеешь с ней много общего и на генетическом уровне. Таким образом, помогая своей группе в конкуренции с другими группами - истребляя ли их напрямую, либо просто оттесняя от ресурсов - ты помогаешь своим братьям и сёстрам оставить относительно больше потомков. А поскольку ваши генотипы схожи, косвенно ты тем самым распространяешь и своим генетические паттерны - в силу того, что они продублированы у твоих родственников.
С помощью этой третьей стратегии свою ЧС могут реализовывать и монахи, и евнухи, и вообще любой человек, сколь угодно асексуальный.
Все три вышеназванные стратегии у людей реализуются по большей мере подсознательно, и обсуждать их вообще не принято. Тем не менее, я их тут озвучил, т.к. конкуренция за сексуальных партнёров также исторически тесно сопряжена с насилием - причём как физического плана (чаще применяемым мужчинами-логиками), так и этически-манипулятивным (чаще - у женщин-этиков).

Таким образом, ЧС - это направленность поведения личности на продвижение себя, своих интересов и интересов связанных кровно с собой родственников в материальном мире, на оттеснение конкурентов от денежных либо иных материальных ресурсов, включая пищу и сексуальных партнёров. С позиции сильного ЧС, весь мир - это ресурс для обеспечения материального благоденствия его тела, его генов, а также генов близких и дальних родственников (в силу того и в той мере, в которой они также являются частично и его генами). С позиции слабого ЧС - в силу того, что слабая ЧС сцеплена с сильной УС-И, - мир - это информационная система, к которую каждый может сделать свой вклад и каждый может взять оттуда по желанию то, что ему нужно. При этом роль телесного и генетического для слабого ЧС вторична, такой человек готов жертвовать своим личным материальным благом ради идеальных целей.

В плане глубинного подобия ЧС ближе всего по смыслу к понятию массы. Масса любого тела продавливает собой пространство-время, и, в пределе, замыкает их на себя. Сильная ЧС в смысловом плане - это массивное, крупное небесное тело, заставляющее более мелкие вращаться вокруг себя, разрушая и видоизменяя их материю. Относительно же слабая ЧС - это вакуум открытого пространства, в котором течёт время, а свет и электромагнитные поля проходит сквозь него напрямую, не теряя при этом своей направленности и без искажения содержащейся в них информации. Говоря проще, сильная ЧС - это "тело", "масса", "материя", "субъект"; слабая - "ничто", "пустота", отсутствие материальной субъектности.

Наконец, с лингвистической позиции, если ЧЛ и вообще любая линейно-напористая функция - это прежде всего глагол (процесс/действие), то ЧС, как и любая ГР-функция - существительное (объект/субъект). С помощью ЧЛ и ЧЭ люди действуют, меняя мир - ЧЛ - направленно-поступательно, ЧЭ - качественно, на уровне общей энергетики. По сути, ЧЛ и ЧЭ сами и являются действием. Но субъект действия, и его цель определяют ЧС и ЧИ. Субъект ЧС - это материальное тело, субъект ЧИ - абстрактная сущность. Цель ЧС лежит в продвижении материальных интересов субъекта действия, ЧИ - информационных (интеллектуальных) интересов.

Версия Юнга о том, что ЧС - это только сенсорное восприятие внешнего мира, на мой взгляд, глубоко устарела. Восприятие внешнего мира - это, по определению иррационально-экстраверная функция. Однако, ЧИ не в меньшей степени ответственна за него, не только ЧС. Да, ЧС более прочих функций ответственна за скорость и точность считывания конкретной информации из окружающего мира - той, за которой стоят конкретные материальные объекты. За гибкость переключения между её разными источниками. А вот "тонкую", поданную в виде намёков и вероятностей информацию, считывает как раз лучше ЧИ. Эти свойства восприятия - что относящиеся к ЧС, что к ЧИ - входят в инструментарий этих функций и занимают в нём важные места.
Однако, не надо обманываться, не они являются определяющими. Хотя подсознание часто заботливо прячет от человека истинные мотивы его действий, тем не менее, в основе всего лежит выживание в той или иной его формах: индивидуально или в составе группы, в настоящем или в будущем, в потомках, как генотип или как информационная сущность, и т.д. Разные функции отвечают за разные аспекты выживания. А методы выживания уже вторичны и зависят от среды.
=======================================
И ещё немного о градации ЧС и её социальном будущем.
Как я уже упомянул выше, ЧС есть у всех людей. На своём низовом уровне, ЧС - это иммунитет, т.е. насилие организма над вредоносными бактериями. Иммунитет есть у всех людей, хотя у болевых ЧС-ников, он, как раз, согласно Таланову, обычно снижен. Полный же список потребностей ЧС примерно таков:
  • насилие над бактериями и паразитами организма - иммунитет
  • насилие над с/х и бытовыми вредителями (насекомыми, мелкими грызунами)
  • насилие над природой - сведение лесов, уничтожение ландшафтов и их преобразование в антропогенные
  • культивация (ограничение свободы и, часто, убийство) живых существ (животных, растений) ради употребления в пищу или для получения иных ресурсов
  • конкуренция за (лучших) половых партнёров на уровне индивидов
  • конкуренция между отдельными людьми, семьями и группировками за ресурсы социума, за право владеть и распоряжаться ими
  • конкуренция социумов за ресурсы планеты - с использованием государственного аппарата принуждения

    Чем выше уровень ЧС, тем с большей охотой и готовностью индивид несёт своё "я", беззастенчиво оттесняя конкурентов в борьбе за жизненные ресурсы.
    Однако, слишком высокая ЧС часто играет с её владельцем дурную шутку. То, что хорошо подходит для выживания в среде дикарей, в сложном обществе называется "преступлениями", так как провоцируя хаос, индивидуальная ЧС тем самым ухудшает конкурентоспособность общества в целом.
    Отсюда, очевиден вывод: чем дальше заходит социальный прогресс, чем более сложным, развитым и искусственным становится общество, тем больше оно будет подавлять у своих членов их самую архаическую, биологическую функцию - ЧС. Подавление это будет происходить прежде всего с помощью коллективной ЧС общества, которая, однако, не является программной, а подчинена рассудочно-рациональным БЛ, ЧЛ, БЭ.
    Напротив, во времена кризиса и деградации сложных обществ, индивидуальная ЧС выходит на первый план. Сильно ослабленная в ходе долгой отрицательной селекции у населения метрополии, она обычно остаётся почти нетронутой у людей самых диких и отсталых окраин. Поэтому во времена упадка, когда спадают культурные и иные границы, мы везде наблюдаем экспансию периферии, в которой осталось больше жизненных сил - т.е. того самого нетронутого потенциала ЧС.
    Впрочем, в отличие от Таланова, я не склонен оценивать роль ЧС сугубо отрицательной - даже в плане воздействия на общественный прогресс. Дело в том, что полностью лишённое ЧС общество лишится и стимула к развитию на низовом, индивидуальном уровне. Это то самое кипение, "основной инстинкт", который заставляет всё вертеться.
    =======================================


    Copyleft: Иван Романов, Санкт-Петербург, август 2016 - июль 2017 г.
    Автор разрешает свободное воспроизведение материала с данной страницы при условии гиперссылки на источник.