"Зазеркальная" соционика
В данной работе содержится попытка построить традиционную соционическую модель на альтернативном наборе функций.
Начиная с Юнга, принято относить логику и этику к рациональным функциям, а сенсорику и интуицию - к иррациональным. И, действительно, на первый взгляд эта позиция выглядит вполне однозначной. Рациональность означает последовательность, в которой элементы связаны друг с другом. В случае логики мы рассматриваем логическую связь, алгоритм, упорядочивающий факты и связывающий их друг с другом в определённую структуру - БЛ, либо, наоборот, "разворачивающий" структуру в последовательность действий - ЧЛ. В случае этики рассматривается эмоциональная связь между субъектами, при которой субъект либо транслирует своё состояние другим - экспрессия, ЧЭ, либо, наоборот, воспринимает его от других - эмпатия, БЭ.
Иррациональность же означает отсутствие последовательности и связей, при котором на первый план выходит собственно отдельный элемент с его индивидуальными особенностями. В случае интуиции мы рассматриваем информационный потенциал субъекта, знание о внешнем мире (ЧИ), либо способность субъекта воспринимать информацию внешнего мира посредством индуктивно вызываемых её движением перемен в бессознательном - БИ. В случае сенсорики рассматривается материальный потенциал субъекта, его умение концентрировать вокруг себя имущество - ЧС, либо способность воспринимать свойства материальных объектов посредством ощущений тела, возникающих при изменениях тела в момент непосредственного контакта с этими объектами - БС.
Изначальная диспозиция понятна. Однако, так ли она однозначна?
Представим такую систему, в которой сенсорика и интуиция являются рациональными функциями, и отвечают за последовательность установок и действий, а логика и этика - иррациональны и связаны со спонтанностью и индивидуальной приспособляемостью. Таким образом, вместо 8 классических функций, здесь будут присутствовать 8 альтернативных. Вместо привычной БИ, например, здесь будет БИ штрих (БИ'). Как и классическая БИ, БИ' является интуитивной, центральной и динамической функцией; но при этом - не иррациональной и интровертной, а наоборот, рациональной и экстравертной. ЧЛ' как и ЧЛ, будет являться динамической серьёзной логикой, но при этом интровертной и иррациональной. Аналогично и остальные функции также будут иметь вертность и ир/рациональность, противоположные классическим.
Наполнение новых 8 функций такое:
Рациональные функции:
БИ', "интуиция построения будущего" - функция, создающая образ желаемого будущего и наделяющая его идеальными чертами, так что он становится доминантой, определяющей поведение личности; отвечает за способность к направленному продвижению к желаемому будущему в обстановке высокой неопределённости; связана с интересом к ситуациям и занятиям, совмещающем в себе высокие риски и большие отложенные во времени возможности; с "прощупыванием" возможных линий будущего с помощью провокаций; с постоянной неудовлетворенностью достигнутым; с готовностью к сверхнапряжениям, борьбе, преодолению себя и героическим поступкам (вплоть до жертвенности), с избеганием расслабленного и наполненного удовольствиями, но бесцельного ("мещанского") существования.
ЧИ', "интуиция сохранения возможностей" - функция последовательного оберегания существующих возможностей от их непредусмотрительной растраты и превращения в потребляемый ресурс; отвечает за способность к самоограничению в личном потреблении и притязаниях материального и статусного плана ради идеальных, осознаваемых вечными ценностей; связана с низкой самооценкой (на фоне которой ценность остального мира субъективно возрастает); с желанием что-то оставить после себя и передать другим людям, с интересом к альтруистическому подвижничеству; с отрицанием ценностей общества потребления ("брать от жизни всё - здесь и сейчас, не думая о последствиях"); но и со слабостью конкурентных, "пробивных" качеств личности, отсутствием выраженных личных желаний, депрессивностью.
БС', "сенсорика заботы" - функция регулярной сенсорной заботливости к окружающему материальному миру; отвечает за желание исправлять возникающие ненормальные отклонения (болезни, внешнюю неухоженность) не только у себя, но и у окружающих людей и предметов; связана с энергичностью и оптимизмом, со стремлением к здоровому, физически активному образу жизни; с умением держать ритм рутинной деятельности, но также и за инерционность этого ритма, неумение подняться над повседневностью и оценить прикладываемые усилия в плане их перспективны либо бесперспективности на длительном промежутке времени.
ЧС', "сенсорика защиты" - функция принципиальности в поддержании окружающей обстановки в привычном, неизменном виде; отвечает за силовую оборону своего жизненного порядка, своего имущества и своей территории от любых покушений извне; связана с консерватизмом, привязанностью к привычной обстановке, окружению, дому и/или рабочему месту; с подозрительностью к новому и непривычному (новое предусмотрительно отторгается как возможный источник угрозы); в целом - с детальностью восприятия статических композиций: так, что фиксируются и вызывают желание их устранить даже мелкие отклонения от привычной нормы.
Иррациональные функции:
БЛ', "логика независимости" - функция самостоятельности мышления, отсутствия в нём навязанных обществом сдерживающих установок; отвечает за скорость и гибкость мышления, умение принимать решения без посторонней помощи, умение предугадывать и нейтрализовывать чужую логику в споре и противостоянии, искать слабые места и "лазейки" в существующих системах законах и использовать их для разрушения этих систем, умение строить адекватные поставленной задаче системы с нуля, выполняя балансировку возникающих противоречий по ситуации; связана с предрасположенностью к антисоциальности (мир воспринимается как "дикие джунгли", в которых надо полагаться лишь на себя и развивать собственные силу, знания, скорость мышления и действий, а также умение создавать и использовать оружие).
ЧЛ', "логика целесообразности" - функция самостоятельности действий, отсутствия их синхронизации с действиями других людей; отвечает за скрытное наблюдение за происходящими вокруг процессами и тихое и незаметное для других направление событий нужным чередом; за умение использовать существующие инструменты максимально эффективно и без лишних энергозатрат; связана с асоциальностью интровертного толка - бесстрастностью, избеганию экспрессивного поведения любого рода; с интересом к занятиям, которые избегаются прочими членами общества из-за их внешней непривлекательности, но тем не менее важны для выживания этого общества.
БЭ', "этика контактов" - функция внимания к чужой индивидуальности как совокупности устойчивых черт; связана со способностью понимать индивидуальные особенности других людей и мотивы их действий, с талантом налаживания неформальных межличностных контактов; но также и с хаотичностью и алогичностью мышления (так как типовые, повторяющиеся элементы реальности ей игнорируются) и импульсивностью поведения.
ЧЭ', "этика впечатлений" - функция внимания к нюансам чужого поведения; связана со способностью к гибкой эмоциональной подстройке под других людей, умением расслаблять и "очаровывать"; но также и с неумением действовать целенаправленно в течение долгого времени (так как типовые, повторяющиеся события, образующие магистральный "поток реальности", ей игнорируются), с поиском покровительства.
Как видите, "чёрные" функции здесь являются интровертными, а "белые" - экстравертными.
Опираясь на данную классификацию, попробуем построить в ней модель А.
Возьмём, например, тип ЭСЭ.
Программная функция у ЭСЭ должна быть экстравертной и динамической. Из 8 новых функций этому условию соотвествуют БИ' и БС'. Т.к. ЭСЭ - сенсорик, то, очевидно, программной у него является БС'. Творческая функция противоположна программной по вертности и нальности; в данном случае на её роль могут претендовать ЧЛ' и ЧЭ', и, так как ЭСЭ этик, то это - ЧЭ'. Продолжая далее, строим всю модель:
БС' - 1 программная (см. определение БС' из списка выше)
ЧЭ' - 2 творческая (творческая подстройка под эмоциональное состояние общества, умеет считывать настроение других людей и улучшать его, видит необходимость развивать в себе это качество)
БИ' - 3 ролевая (при завязывании новых контактов готов быть уступчивым, жертвовать частью своих интересов ради будущих отношений, способен на разовую провокацию - ради инициирования общения, и т.д.)
ЧЛ' - 4 болевая (не способен действовать в отрыве от других, не любит тех, кто скрывает свои намерения и дела)
ЧИ' - 5 внушаемая (ему нравятся идеалисты, которые неизменно следуют за идеей даже вопреки личной выгоде - так как они имеют чёткую и однозначную программу в отношении того, к чему на глобальном уровне следует стремиться)
БЛ' - 6 активационная (его активирует чужая логическая инициатива, даже если она и не одобряется традициями - но объективно нужна; нравятся люди, обладающие независимостью суждений и действий, готовые пойти против мнения общества, если оно явно не право)
ЧС' - 7 ограничительная (хотя является хозяйственным человеком, но при этом инстинкт собственника в нём приглушён, напротив он гостеприимен)
БЭ' - 8 фоновая (умеет ненавязчиво вступать в коммуникацию с людьми, организовывать контакты себе и другим, особенно не акцентируясь на этой теме).
Аналогично можно построить модель и для любого друго типа. Как видим, в новой системе координат левый и правый блок модели А у всех типов поменялись местами - т.е. модель в целом стала такой же, как у зеркального типа (конечно, учитывая изменившуюся вертность и нальность функций). Именно поэтому я и назвал такую систему функций "зазеркальной" :)
Несложно понять, что в результате такой перестройки претерпела изменения и вся система межтипных отношений. Так, для всех типов, поменялись местами полудуал и миражник, родственник и деловой, а кольца заказа и ревизии (внимание!) развернулись в противоположную сторону.
Например, у ИЛЭ программной будет являться функция БЛ', творческой - ЧИ', а болевой ЧС'. У ЭИИ его программная ЧИ' приходится на творческую ИЛЭ, а вот программная БЛ' ИЛЭ - на болевую БЛ' ЭИИ. Таким образом, ИЛЭ становится для ЭИИ ревизором. Но, с другой стороны, программная ЧС' ЛСИ будет приходиться на болевую ЧС' ИЛЭ, тогда так программная БЛ' ИЛЭ - на творческую БЛ' ЛСИ. Поэтому, в новой системе ИЛЭ становится подревизным для ЛСИ.
И т.д. и т.п.
Теперь, собственно, вопросы.
1) Существуют ли какие-нибудь предпосылки, которые делают классическую версию соционики (и социона) более приоритетной перед "зазеркальной"? Помимо традиции, тянущейся ещё от Юнга? Чем ещё можно объяснить, например, приоритет традиционного направления асимметричных отношений заказа и ревизии над обратным?
2) Если обе версии социона равноправны, то, наверное, стоит приглядеться повнимательнее, и прикинуть, какую из двух версий имеет смысл использовать в каких случаях. Например, мне кажется, что "зазеркальная" соционика будет лучше описывать взаимоотношение типов, имеющих творческую акцентуацию - то есть, тех их вариантов, у которых первичной и наиболее яркой чертой является дефицит болевой функции (в классической трактовке), а программная функция, напротив, выражена не столь ярко и не кажется такой избыточной.
Copileft Иван Романов, Санкт-Петербург, 2019
Статья впервые опубликована на социофоруме в мае 2017.
Автор разрешает свободное воспроизведение материала с данной страницы при условии гиперссылки на источник.
Впоследствии некоторые соображения, почему социон всё же асимметричен в плане однонаправленности отношений ревизии и заказа, были автором найдены и высказаны в статье "О ценностях дуальных пар".