Сравнительное описание полюсов соционической дихотомии "весёлость-серьёзность"

восходящие ценности ("весёлость")
нисходящие ценности ("серьёзность")
молодость личности или отождествление своих жизненных целей с молодой, зарождающейся социальной системой (в формировании которой субъект принимает непосредственное участие)
старость личности или отождествление своих жизненных целей со старой, прошедшей апогей развития социальной системой (которая воспринимается субъектом как данность)
представление о своём мире как открытой системе, энергетические ресурсы которой видятся неограниченными
представление о своём мире как закрытой системе, в которой ощущается ограниченность и конечность энергетических ресурсов
представление о том, что дальнейшее развитие идёт по восходящей - поэтому всё, что делается, делается с некоторой избыточностью, заделом на будущее развитие
представление о том, что дальнейшее развитие может протекать лишь по пути оптимизации и "успокоения" уже существующих процессов - поэтому всё, что делается, делается экономно
"субъективизм": мир - объект ("дикая природная среда", требующая освоения), люди - субъекты, проектирующие и создающие новую реальность, перекраивающие мир под себя, приводящие его в соответствии со своей внутренней сутью - принципами, потребностями, желаниями
"объективизм": мир - субъект ("цивилизованное пространство", требующее играть по его правилам), люди - объекты, которым надо воспитывать и совершенствовать себя, чтобы лучше адаптироваться к законам объективной реальности и потребностям общества
"дальнодействие": личность интересует весь мир, то, что происходит далеко от неё в пространстве и во времени, а не только здесь и сейчас (это имеет смысл, так как она настроена на экстенсивное развитие, и верит, что рано или поздно, в той или иной форме, но она или её социум "дотянутся" и до отдалённых частей мира, и стало быть, знание о них тоже им пригодится)
"близкодействие": личность интересует только то, с чем она непосредственно соприкасается в своей жизни (так как она уже выбрала свои сферу деятельности и стиль поведения, встроилась в текущий социум, и теперь хочет просто пожить, не думая ни о чём лишнем)
не ценится узкий поход к жизни - когда есть одна сфера приложения сил, а всё прочее - не интересно
не ценятся учёность, правдоискательство и призывы к более широкому взгляду на вещи - как создающие лишние проблемы
люди объединяются, влекомые общей страстью и идейными ценностями, схожим образом будущего
люди объединяются вследствие схожести деловых интересов, работы и культурных особенностей - т.е. если имеют общее прошлое
!!! Склонность к весёлому образу жизни, шумным развлечениям, громкому смеху на людях и в компании, быстрому переходу на "ты" при знакомствах, и т.п. нередко относят к проявлениям признака "весёлости" - понимая его буквально. При том, что реальная связь этих свойств собственно с соционической "весёлостью" слаба; куда больше вклад во все эти свойства экстраверсии, а также этики, иррациональности, эмотивизма и ряда других признаков !!!
"весёлость" скоррелирована с интуицией, в меньшей мере - с иррациональностью, экстраверсией, этикой
"серьёзность" скоррелирована с сенсорикой, в меньшей мере - с рациональностью, интроверсией, логикой
самые "весёлые" в среднем социотипы - ЭИЭ, ИЛЭ, ИЭИ
самые "серьёзные" в среднем социотипы - ЭСИ, ЛСЭ, СЛИ
эмоции / этика
динамическая этика - эмоциональная избыточность, эмоции предназначены ни для кого конкретно, но для всех сразу (кто надо - сам заметит)
статическая этика - эмоциональное воздействие дозировано и оказывается на конкретных людей, с учётом их индивидуальных особенностей (заметить должен только тот, кому это предназначено)
эмоция как интегральное отношение к субъекту или ситуации (субъект помещает себя внутрь ситуации, смотрит на неё сквозь призму своих эмоций)
погружение в мелкие этические детали, перипетии частных отношений, отвлечённый этический анализ (субъект отделяет себя от объекта анализа)
эмоции имеют ценность сами по себе; отношения и манипуляции ими не являются самоцелью, а лишь инструментом для реализации своих страстей
экспрессивное поведение если и бывает, то не имеет ценности само по себе, но используется как средство, элемент этической игры, инструмент для налаживания и поддержания нужных межличностных отношений и привязанностей
активное воздействие оказывается на текущее настроение, мотивации, желания других людей; достигается эмоциональная синхронизация или рассинхронизация (своё настроение улучшается за счёт того, что оно также улучшается или портится у других)
активное воздействие оказывается на отношение окружающих к личности (своей или третьего лица) как к комплексу устойчивых индивидуальных особенностей; формируется морально-этический облик, репутация личности в глазах других людей
диллема любовь-ненависть как программатор поведения
диллема добро-зло как программатор поведения
влечение к атмосфере сильных страстей (чаще трагических, мобилизующих на борьбу в бете, или чаще радостных, жизнелюбиво-воодушевляющих в альфе). Влечение к людям с сильными эмоциями.
стремление к ровному эмоциональному фону (трезво-деловому в гамме или просветлённо-спокойному в дельте), подавление эмоциональных вспышек в себе и окружающих. Эмоциональная несдержанность осуждается. Стремление к имиджу сдержанного, хорошо воспитанного человека.
любовь понимается как повышение субъективной ценности личности партнёра для себя
любовь понимается как повышение своей субъективной ценности в глазах партнёра
неразделённая любовь считается настолько же настоящей, как взаимная - так как ценится сама переживаемая эмоция, а не отношения. "Настоящая любовь - та, что вызывает сильные эмоции"
любовь только тогда считается настоящей, когда сопровождается конкретными близкими отношениями. "Настоящая любовь - та, что проверена временем"
эмоциональные переживания видятся и переживаются, как возвышенные, сверхценные
эмоциональные переживания сами по себе, в отрыве от взаимодействия с личностью партнёра, не представляют значительной ценности
с точки зрения серьёзных, отношения весёлых - поверхностные, фантомные, ненадёжные (рассыпающиеся, как только перестают приносить субъекту желаемые эмоции)
с точки зрения весёлых, эмоции серьёзных - неискренние, искусственные, фальшивые
здесь не уважают и высмеивают тех, кто цепляется за отношения, в которых (по мнению субъекта) нет и никогда не было чувств, но взимодействие продолжается из соображений долга или по чисто прагматическим причинам
здесь принято иронизировать над людьми с сильными эмоциями, вышучивать пафос и неуместную (по мнению субъекта) эмоциональную открытость, откровенность
логика
статическая логика - интеллектуально-логическая избыточность - парадигмальное мышление, нацеленное на построение целостной системы, дающей понимание и контроль над ситуацией в целом
динамическая логика - алгоритмическое мышление, нацеленное на наиболее эффективное (скорейшее и малозатратное) достижение конкретного результата
предпочитают всё переделывать "с нуля" как считают нужным, даже если это приводит к снижению текущей эффективности
предпочитают вносить локальные улучшения. Понимание того, что происходит, не столь важно, главное - чтобы работало
представление о том, что знание ценно, если оно содержит в себе информацию о взаимосвязи существующих явлений как отдельных феноменов пространства (облегчающую ориентацию субъекта в этом пространстве)
представление о том, что знание ценно, если оно несёт в себе информацию о последовательности событий, при помощи которых один феномен может быть превращён в другой (с извлечением из этого какой-то конкретной пользы для субъекта)
истинность знания определяется тем, насколько оно системно непротиворечиво (улучшает взаимоувязку всех понятий в системе, снимает логические противоречия)
истинность знания определяется тем, насколько оно помогает предсказывать будущее (оценивать последствия тех или иных событий и действий)
ум приравнивается к умению поддерживать порядок в системе понятий, не допускать беспорядка в мире идей и вещей
ум приравнивается к умению совершать полезные действия, добиваться результата, зарабатывать деньги
больше ценятся специалисты широкого профиля, обладающие системностью мышления, способные составить верное представление о любой ситуации, опираясь на некие глобальные принципы
больше ценятся узкие специалисты, отточившие свои навыки управления конкретной ситуацией до совершенства, способные быстрее и эффективнее прочих принимать верные решения в области своей компетенции
в науке больше ценятся фундаментальные исследования (на стыке с идеологией и государственным управлением); прикладное знание недооценивается
в науке больше ценятся прикладные исследования (на стыке с бизнес-проектами); фундаментальные знания недооцениваются
больше интереса и доверия к системам психологической классификации вроде соционики
больше интереса и доверия к психологическим тренингам, в которых учат улучшению себя ради достижения жизненного успеха, и манипулятивным технологиям типа НЛП
процесс управления реализуется через проектирование системы с определёнными внутренним порядком взаимодействия её элементов и отслеживание соблюдения этого порядка
процесс управления реализуется через проектирование цепочек определённых действий (в т.ч. разветвлённых: что делать в том или ином случае) и отслеживание соблюдения порядка их выполнения
логические построения весёлых содержат субъективные элементы - принесённую их авторами понятийную избыточность, не соответствующую объективной реальности (с точки зрения серьёзных)
деятельность серьёзных настроена на "выжимание" максимума из текущей объективной реальности, но лишена понимания ситуации в целом и проектной ценности на будущее (с точки зрения весёлых)
возрастные особенности
ЧЭ и БЛ важнее в юности: ЧЭ нужна, чтобы привлекать других людей, в т.ч. половых партнёров, формировать подходящий для себя круг общения, БЛ - чтобы составлять целостную картину миру (обучаться ещё неспециализированным и, в значительной мере, оторванным от практики знаниям)
БЭ и ЧЛ важнее в старшем возрасте: БЭ нужна, чтобы хранить уже существующие отношения (ценность которых с возрастом лишь возрастает, т.к. новые заводить становится всё труднее), ЧЛ - чтобы быть успешным в избранной узкой сфере деятельности (накапливая профессиональные знания и навыки)
романтический взгляд на события своей жизни, более свойственный юности
прагматический взгляд на события своей жизни, более свойственный зрелости
типичные смещения (искажения) смысла
перевод ЧЛ->ЧЭ: объективная ценность человека для других объясняется не через приносимую его деятельностью пользу, а через то, какое настроение он создаёт окружающим
перевод ЧЭ->ЧЛ: радость от жизни и вообще любые эмоции сводятся к количеству созданной человеком пользы, измеряемой в денежном эквиваленте
перевод БЭ->БЛ: индивидуальные особенности людей, ценности их жизни и интимное наполнение отношений с близкими сводятся к их позициям в некой системе рангов и классов
перевод БЛ->БЭ: приверженность человека к тем или иным идеологическим взглядам и логическим суждениям объясняется через его индивидуальные личностные особенности
суть конфликта ортогональных функций
ЧЭ стремится сделать глобальную реальность субъективно для себя приятной, украсить её, создать эмоционально насыщенную атмосферу - праздничную, романтическую или драматическую, а ЧЛ такие действия воспринимаются как объективно бессмыссленная растрата ресурсов (времени, денег)
ЧЛ стремится оптимизировать реальность, всё рационализировать и убрать "бесполезные украшательства", тогда как ЧЭ воспринимает такое как "высушивание" и "выхолащивание" реальности, лишение жизни её субъективного смысла, а саму себя - средств влияния на окружающих людей
БЛ стремится упорядочить межличностные отношения, поставить их в соответствие системе общих формальных правил, а БЭ воспринимает такое как проявления тоталитаризма, угрозу личной конфиденциальности и частной жизни
БЭ стремится всё решать в частном, неформальном порядке, а БЛ это воспринимает это как "зашумление" социальной среды, несущее затруднения формальному управлению и познанию, приводящее к разрастанию коррупции
сочетания с иными сильными признаками
квестимная интуиция - избыточная, отклоняющаяся от привычных представлений о мире. Ищет и изобретает принципиальное новое (в процессе чего происходит восходящее усложение идей); формирует мировоззренческие особенности, фундаментальные идеологические отличия группы
деклатимная интуиция - стремится не к изобретению нового, но поиску точек соприкосновения между уже существующими идеями; занимается совмещением и компиляцией идей, их приспособлением к текущим условиям (в процессе чего они упрощаются), формирует групповой консенсус и культурные нормы
деклатимная сенсорика - избыточная в том плане, что стремится к естественной простоте и природной телесной норме, оптимальной для выживания в любых условиях (каких конкретно - заранее неизвестно)
квестимная сенсорика - тренирует особые, необычные телесные свойства и навыки, полезные для работы определённого, узко-специализированного типа (уже известно, какой)
экстравертная программа поведения нацелена на эмоциональную "раскачку" широкого окружения, разжигание страстей, "выдёргивание" нужных людей из их малых локальных мирков, с целью вовлечения их в свои глобальные затеи (ЧЭ вытесняет БЭ)
экстравертная программа поведения связана с деловой инициативой, "пробующей на зуб" любые системы формальных правил с целью нахождения слабых мест в них, обхода этих систем, замещению систем формальных отношений неформальными и извлечению из этого прибыли (ЧЛ вытесняет БЛ)
интровертная программа поведения настроена на поиск и создание жизненного порядка, устроенного столь идеально, что переделывать его уже не понадобится, останется лишь жить в соответствии с его правилами (это часто приводит к идеям глобальной утопии, общества в том или ином смысле тоталитарного) (БЛ вытесняет ЧЛ)
интровертная программа поведения настроена на создание системы близких персонифицированных отношений - эмоционально замкнутых на себя таким образом, что никто со стороны уже не сможет в них проникнуть (идиллия маленького тесного мирка "только для своих") (БЭ вытесняет ЧЭ)
социальное (рациональное) поведение ведомо внутренними принципами - системами правил, по которым субъект живёт и которые желает внедрить в окружающий мир
социальное (рациональное) поведение ведомо социальной ответственностью - системой воспринятых извне морально-этических норм
(иррациональные) инстинкты ориентированы на биологическое выживание. В ситуации, где выбор стоит между исполнением своего долга перед другими людьми и самореализацией, выбирается второе, и это считается нормальным
(иррациональные) инстинкты ориентированы на социальный успех. В ситуации, где выбор стоит между сохранением приверженности сложившейся системе жизненных взглядов и достижением успеха (финансового и репутационного), выбирается второе, и это считается нормальным
рассудительность соединена с демократизмом - доброжелательность людей друг к другу носит индивидуальный характер, связана с личной симпатией - в результате чего формируется общество высокого внутреннего разнообразия, содержащее множество потенциальных точек будущего роста и развития (Альфа)
рассудительность соединена с аристократизмом - доброжелательность людей друг к другу проявляется через призму общих этических правил, такта и политкорректности - в результате чего всё всё радикальное отвергается, тем самым стабилизируя общество, делая его удобным для всех, но в то же время и лишая возможного будущего развития (Дельта)
решительность соединена с аристократизмом - идёт силовая конкуренция, война иерархически устроенных групп, для победы в которой группы неизбежно запускают внутри себя процессы социальной стратификации и усложнения (и их отбор способствует социальному прогрессу общества в целом) (Бета)
решительность соединена с демократизмом - идёт конкуренция отдельных субъектов, ведущая к оптимизации работы общественных институтов, но также и постепенному размытию и разрушению в обществе всего избыточно сложного, не дающего скорой пользы, но требующего средств для его поддержания, что в итоге порождает регресс социальной структуры (Гамма)


Другие материалы, рекомендуемые автором на тему:
  1. Свойства белой логики и их генезис (В.Л.Таланов, 2010) - в т.ч. раздел статьи "О свойствах, которые наиболее сильно различают белых и черных логиков"
  2. ЧЕРНАЯ ЭТИКА или БЕЛАЯ ЭТИКА?
  3. о семантике функций ЧЭ и БЭ



© Иван Романов, Санкт-Петербург, апрель 2019