У вас есть вопросы по соционике? Не можете найти на сайте какой-то материал? Всё кажется слишком сложным, заумным и непонятным?
Добро пожаловать в FAQ !
Содержание:
Ответы на вопросы. Страница 1
Раздел A. Основы соционики
- Соционика - это типология личности, популярная на постсоветском пространстве, и родственная более распространённой на западе типологии MBTI. Достоинство соционики в сравнению с другими типологиями - это лежащая в её основе универсально-симметричная структура признаков, восходящая к исследованиям К.Г.Юнга (и позже дополненная так называемыми признаками Рейнина), а также разработанная теория интертипных отношений (чего нет, например, в той же MBTI). В отличие от большинства иных типологий, соционика также претендует на роль связующего звена между науками разного типа и профиля: социологией, нейрофизиологией, этологией и теорией коммуникации, общей теорией систем.
2) Соционика - это модель А?
- Модель А была создана Аушрой Аугустинавичюте для описания особенностей обработки информации психикой человека.
Модель А состоит из 8 позиций-ячеек (у А.А. - "функций": программная, творческая и т.д.), и 8 информационных "аспектов" (ЧИ, ЧС, и т.д.), которые могут располагаться в этих ячейках 16 разными способами (соответствующими 16 соционическим типам). Впоследствии модель А подвергалась критике как чрезмерно упрощённая и относительно годно описывающая обработку информации лишь у части людей. Был создан ряд иных моделей, например, модель Т (Таланова), но модель А до сих пор остаётся наиболее известной.
Со временем, в соционике распространился и иной подход, в основе которого лежит диагностика типа по целостному набору психологических свойств, без их членения по информационным аспектам. Сторонники отождествления соционики с моделью А нередко считают, что этот подход является шагом назад и даже дезавуирует саму суть соционики. Но это не так. Любое личностное свойство, используемое в типодиагностике, имеет ту или иную привязку к системе соционических координат. Почти не существует свойств, затрагивающих только один информационный аспект, большинство затрагивает все, но в разной мере. Поэтому использование лишь модели А, наоборот, обедняет соционику в плане предоставляемого ей инструментария для исследования личностных особенностей.
3) Что является предметом изучения соционики?
- Предмет изучения соционики, как и любой иной психологической типологии - многообразие людей. Сюда входит: различия их жизненных ценностей, мотиваций, поведения, стиля коммуникации и обработки информации, нейробиологические и физиогномические особенности, особенности онтогенеза личности. Некоторые намеренно сужают предмет исследования соционики до исследования особенностей "информационного метаболизма" (ИМ), называя соционику "наукой о соционе". На взгляд автора, такой подход является не только искусственно обедняющим соционику, но и откровенно антинаучным. Избегая поиска взаимосвязей особенностей ИМ с иными известными способами познания личности, его сторонники по сути отрывают соционику от остальной науки. Именно такая ситуация типична для ряда лженаук. Их сторонники, дабы не быть разоблачёнными, избегают перекаться с основной частью научного сообщества и для этого сочиняют свой "птичий язык" терминов, превращающий их деятельность в бессмысленную вещь-в-себе.
3a) Какие направления сегодня существуют в соционике?
- На эту тему рекомендую короткую обзорную статью В.Лытова.
Автор сайта считает, что "биопсихологический подход" среди рассматриваемых в этой статье является наиболее научным и в целом продуктивным, тогда как "информационный" и "лингвистический" нередко грешат откровенно лженаучными предположениями. Тем не менее, по мнению автора, биопсихологический подход сам по себе не способен дать ответа на вопрос о природе соционики как целостной системы координат в пространстве психологического многообразия, так как ограничен рамками биологической природы человека. Тогда как социотип как феномен, скорее всего, является проекцией на биосоциальный уровень более общих свойств устройства Вселенной, присущих всем её универсальным системам, вне зависимости от их природы.
3b) Как я могу распознать лженаучные направления в соционике?
- В настоящее время в соционике существует множество направлений и сообществ - клубов и "школ". Некоторые из этих направлений даже не претендуют на научность, используя соционику в чисто развлекательных целях, при этом сильно упрощая и искажая заложенное в ней знание. Некоторые пользуются устаревшими или ненаучными (псевдонаучными) представлениями и гипотезами. Например до сих пор в ряде школ распространены следующие взгляды:
- будто пространство соционических типов строго квантуется, и личностей, являющих собой переходную форму между различными социотипами не существует (или такие существуют, но являются лишь искажениями, "масками" одного "верного" типа - см. далее);
- будто те проявления личности, что доступны при непосредственном контакте, отображают лишь "маски" человека, которые-де лишь внешне похожи на соционический тип, но им не являются; а "истинный" тип лежит глубже и доступен для понимания лишь немногим посвящённым "гуру";
- будто все признаки, включая так называемые признаки Рейнина обязательно и в равной мере наличествуют у всех представителей одного типа;
- будто тесты не способны в принципе определить тип человека (т.е. якобы, сам человек не способен составить верное представление о себе);
- напротив, будто соционический тип можно определить буквально по паре признаков, например, по реакции человека на отдельно взятую ситуацию, часто - вырванную из контекста, или по нюансам его внешего вида.
Работы В.Л.Таланова, представляющие собой результат статистического анализа данных анкет тысяч респондентов, полностью соотвествуют статусу научности - чуть ли не единственные среди всех имеющихся в настоящий момент в соционике. Именно поэтому и в своих работах автор предпочитает отталкиваться именно от выводов, полученных В.Л.Талановым в смысле привязки конкретных психологических свойств к соционическим признакам, функциям и социотипам.
4) Что такое соционический тип?
- Социотип - это комплексное явление, набор свойств личности самого широкого спектра - от поведенческих до физиологических, отклоняющих личность от среднепопуляционной нормы в ту или иную сторону.
С эволюционной точки зрения наличие социотипов в популяции является отражением изменчивости всего живого, и необходимо для повышения выживаемости популяции в меняющихся условиях внешнего мира. Современное человеческое общество по сути, представляет собой универсальную систему, в которой есть место для всех возможных форм специализации.
4a) - с позиции нейрофизиологии?
- Согласно предположению В.Л.Таланова, каждому из социотипов соответствует та или иная особенность строения центральной нервной системы в плане повышения её восприимчивости к определённым нейрогормонам. Важен и нейрогормональный фон, но будучи более подвижным, он оказывает влияние скорее не на сам социотип, а лишь на ситуативные колебания типного профиля. Особенности строения тела также могут быть связаны с социотипом, причём среди них могут быть как и те, что функционально дополняют определённый вид нейрогормонального баланса (например, высокая мышечная масса дополняет повышенный уровень тестостерона - маркер функций ЧС и БЛ), так и те, что оказались вместе из-за случайных локальных факторов (например, тёмный цвет глаз и повышенная эмоциональная расторможенность - маркер функции ЧЭ - могут быть в определённой популяции связаны, если и то, и другое, более типично для одной из её субпопуляций).
4b) - с позиции системного подхода?
- Согласно авторской теории социальной энергии, любая универсальная система для обеспечения своего выживания осваивает управление всеми существующими в окружающей среде формами энергии. В теории показано, что во Вселенной существует 16 форм системной энергии, проявляющих себя на всех уровнях самоорганизации - от физического (материальные тела и частицы) до социального (психическая реальность индивидов). В проекции на социальный уровень мы наблюдаем 16 форм энергии общества как системы, состоящей из взаимодействующих личностей, и 16 соционических типов как функций общества по управлению его собственной энергией.
Несмотря на то, что подход автора не является в полной мере научным, и представляет собой лишь метафорическое уподобление сложных явлений разной природы, автор считает, что не существует иного способа объяснить сам выбор рассматриваемой в соционике системы психологических координат в качестве базового для классификации психологического многообразия.
5) Соционический тип и тип информационного метаболизма (ТИМ) - это одно и то же?
- Базовой гипотезой ранней соционики является предложенная её основательницей Аушрой Аугустинавичюте концепция "информационного метаболизма". Согласно ей, различия между представителями разных социотипов определяются способом восприятия, обработки и выдачи информации. При этом, согласно А.А., предстающая перед людьми реальность может быть представлена через призму 8 основных понятий - "аспектов". Каждый человек способен обрабатывать информацию по всем 8 аспектам, однако по одним он производит это более эффективно, чем по другим. Все 8 аспектов располагаются на 8 позициях "модели А", причём порядок их расположения зависит только от социотипа - всего существует 16 возможных расстановок.
Практически сразу обнаружилось, что различия в способе обработки информации могут влиять на поведение личности, повышая или снижая вероятность конкретных реакций в тех или иных ситуациях; увеличивая или уменьшая способности к работе того или иного рода; изменяя вероятность наличия определённых предпочтений, привычек, увлечений, убеждений и даже мировоззрения. Впоследствии разные исследователи делали предположения, что социотипы также связаны с физической составляющей человека - его внешностью, мимикой, скоростью реакции, иными физиологическими особенностями. Исследования В.Л.Таланова явились закономерным развитием этого направления мысли - они позволили систематизировать и формализовать все возможные свойства личности в привязке их к системе 16 социотипов; позволили говорить о вероятности наличия того или иного свойства у конкретного человека в численном выражении.
Таким образом, сейчас уже можно уверенно утверждать, что соционический тип - это явление более широкого характера, чем ТИМ.
6) Почему соционических типов именно 16?
- В исходной типологии К.Г.Юнга, изложенной в книге "Психологические типы"
(часть X. Общее описание типов) рассматривалось 4 базовые психологические функции - ощущение и интуиция (функции восприятия), а также мышление и чувство (функции суждения), каждая из которых могла быть экстравертной и интровертной. Если в качестве вспомогательной брать вторую функцию по схеме:
{если первая функция экстравертная, то вторая должна быть интровертной, и наоборот; если первая - функция суждения, то вторая должна быть функцией восприятия, и наоборот} , то можно получить 16 комбинаций - 16 типов.
Впоследствии в соционике, с введением признаков Рейнина, у каждого типа появилось 11 дополнительных степеней свободы. Но из соображений практической бессмысленности рассмотрения 2^15 = более 32 тыс. вариантов число рассматриваемых комбинаций оставили прежним. В случае выдачи соционического диагноза не в виде одного ведущего типа, но профиля из 16 чисел, соответствующих близости личности к каждому из 16 типов, эта дополнительная информация не теряется.
7) Правда ли, что людей одних социотипов намного больше, чем других?
- Если рассматривать соционический тип как некое отклонение свойств личности от среднепопуляционной нормы (и это верно), то не существует никаких предпосылок, чтобы утверждать подобное. Некоторая неравномерность в численности возможна из-за наличия корреляций между осями сильных признаков, если они не скомпенсированы иными корреляциями. Например, численность типов аристократических квадр, скорее всего, в глобальной популяции несколько превосходит численность демократических типов из-за скоррелированности логических и сенсорных черт личности, но эта диспропорция не является сильной.
Также замечу, что существует проблема точки отсчёта - так как среднепопуляционная норма может заметно отличаться от общества к обществу. Очевидно, что если мы рассматриваем узко-профессиональную группу внутри более обширной популяции, то не следует корректировать параметры нормы под среднее этой группы. Но если в поле нашего зрения - две большие страны с различным культурным менталитетом и генетическим наследием - встаёт вопрос, следует ли считать норму для каждой из них в отдельности, или же для обеих вместе. Есть ли вообще критерии, позволяющие объективно установить координаты "общечеловеческой" точки нормы, или же координаты этой точки надо устанавливать отдельно для каждой относительно изолированной (генетически и функционально) популяции? Этот вопрос пока не имеет ответа.
Тем не менее, все эти вопросы имеют специфический и далёкий от повседневной практики характер. Типодиагносты, утверждающие, что одни социотипы в разы более многочисленны в глобальной (не узко-профессиональной!) популяции, чем другие, по сути, используют систему координат со "смещённым центром тяжести". Зачем и почему это делается? Автор подозревает, что ответы здесь лежат совсем не в области "тонких" научных исследований, а банальной людской психологии. Людям присуще желание выделиться из массы, и соционики здесь не исключение. Часто за утверждением, что якобы over 90% популяции является экстравертами / представителями "серьёзных" квадр / ЭИЭ / ИЛЭ и т.п. стоит либо желание стать "гуру, единственно знающим истину", либо (а иногда и заодно) - "представителем редкого типа". Причём, автор даже вполне допускает, что ряд социоников приходит к своим умозаключениям вполне искренне, просто попадая в одну известную когнитивную ловушку. А именно, если лично вы по какому-то из личностных свойств резко отклоняетесь от нормы, то популяция в целом начинает казаться вам отклоняющейся по этому же признаку в другую сторону. Дальше вам остаётся лишь сместить центр тяжести вашей системы координат до нужного положения и упиваться своей исключительностью.
8) Все ли социотипы одинаково непохожи друг на друга, или есть более или менее непохожие?
- Любые два социотипа имеют между собой 7 общих признаков, а по 8 они различаются. Признаки являются неравноценными по своей силе (объёму наполнения личностными свойствами). Чем больше "сильных" признаков попадёт в группу совпадающих, тем выше будет сходство, и наоборот. Оценить схожесть среднетипных образов личности между собой можно при помощи таблицы. Положительные числа в ней соответствуют парам социотипов, два случайных человека, принадлежащих которым, будут с большей вероятностью похожи, чем два случайных человека, взятые наугад из общества в целом. Отрицательные - тем парам, где они будут скорее менее похожи. В среднем, более похожими являются социотипы, находящиеся в отношениях квазитожества, родственных, деловых, зеркальных, полно-противоположных и заказных. Наименее похожи типы-конфликтёры.
9) Где я могу найти описания соционических типов?
- Описания социотипов:
- для новичков и не только - здесь
- для тех, кого интересуют подробности - на сайте В.Л.Таланова. По ссылкам внутри находятся списки свойств личности, эксклюзивно относящихся к тому или иному из 16 социотипов.
(Важно: "эксклюзивность" не означает, что любой обладатель типа N будет обнаруживать у себя все эти свойства, и, наоборот, любой обладатель иного ведущего типа - не будет. Все взаимосвязи между принадлежностью к социотипам и наличием у человека тех или иных свойств носят вероятностный характер. Также стоит помнить, что некоторые свойства могут быть очень редкими - так что даже у конкретных людей того типа, среди которого они наиболее распространены, они могут встречаться менее чем в 50% случаев). - для интересующихся тем, какой след соционика оставила в народном творчестве - на лурке. Цинично, но по большей части правдиво + раскрываются бытующие в соционике стереотипы. Заодно можно почитать и основную статью.
10) Где я могу почитать о соционических типах конкретных людей?
- Автор рекомендует описания от В.Л.Таланова: на его сайте, кое-что дополнительно есть и в группе ВКонтакте (но там придётся полистать общий список постов).
Раздел B. Дихотомии
- Соционическая дихотомия (т.е., дословно, пара признаков) - основополагающее понятие соционической классификации. Каждая дихотомия представляет собой два взаимоисключающих набора личностных свойств - два признака. В разговорной речи иногда саму дихотомию называют "признаком", хотя терминологически это и не совсем верно.
- Экстраверсия - интроверсия
- Логика (мышление) - этика (чувствование)
- Интуиция - сенсорика (ощущение)
- Иррациональность (восприятие) - рациональность (суждение)
Социон как совокупность 16 социотипов в первом приближении может быть образован четырьмя дихотомиями, при условии, что каждая из них является независимой от трёх остальных. В качестве базовой четвёрки обычно берутся дихотомии, впервые рассмотренные К.Г.Юнгом (так называемый "базис Юнга"):
Определения автором основных дихотомий читайте на странице.
2) Что такое признаки Рейнина?
- Признаки Рейнина - дополнительные дихотомии, получаемые из основных, а также друг из друга путём булевого умножения условных знаков их полюсов. Значения признаков Рейнина в теории нелинейно зависят от значений родительских признаков, однако на практике они по большей части независимы от последних.
Подробнее о признаках Рейнина.
3) Можно ли доверять описаниям признаков Рейнина из интернета?
- Смысловое наполнение признаков Рейнина было впервые предложено А.Аугустинавичюте, и впоследствии почти никем не перепроверялось. По причине незначительности размаха большинства из этих признаков, их смысл слабо поддаётся обнаружению и изучению в процессе обычного общения, часто накладывается на схожие смыслы более сильных признаков и "тонет" в них. Помимо этого, в "народной" версии соционики часто встречается буквальное прочтение ПР - поиск их смысла в названии, данном им А.А. Как показал анализ статистики опросников В.Л.Таланова, эти названия в ряде случаев достаточно далеки от "ядерного" смысла того или иного признака, часто выхватывают какое-то одно свойство (не обязательно самое важное) из набора тяготеющих к искомому признаку, игнорируя прочие.
Вывод: автор не рекомендует использовать общераспространённые описания ПР. Ссылки на наиболее достоверные среди них приведены здесь.
4) Можно ли определять соционический тип, не учитывая влияние признаков Рейнина?
- Нет, в таком случае мы получим MBTI-тип, но не соционический. Статистика опросников Таланова показывает, что неучёт в типодиагностике признаков Рейнина, и, особенно, таких из них, как рассудительность-решительность, весёлость-серьёзность и позитивизм-негативизм, снижает надёжность верного определения социотипа на 25%. [узнать подробнее]
Поскольку диагноз опросников Таланова базируется на самодиагностике масс, можно с уверенностью утверждать, что семантика по крайней мере некоторых ПР присутствует в массовом сознании. Однако она не всегда верно трактуется конкретными типодиагностами.
5) Являются ли все соционические признаки одинаково важными при определении социотипа?
- Важность при типодиагностике верного определения полюса дихотомии определяется силой этой дихотомии - то есть объёмом связанных с её признаками личностных свойств. Как показывает статистика, лишь 5 дихотомий являются достаточно сильными, чтобы задавать у большинства людей основные свойства их личности - это 4 дихотомии "базиса Юнга" и рассудительность-решительность. Остальные 10 дихотомий в ряде случаев могут оказывать значимое влияние на личностный портрет, но лишь как дополнительные факторы, а не основные.
6) Должны ли у человека с определённым социотипом обнаруживаться все 15 соответствующих его социотипу признаков Рейнина?
- Значения признаков Рейнина лишь в теории строго привязаны к ведущему социотипу личности, однако на практике они являются по большей части независимыми от него и друг от друга. Поскольку социотип определяется в основном полюсами сильных дихотомий, их инверсия (т.е. тяготение личности к иному полюсу, нежели чем должен наблюдаться у её ведущего типа) является более редким событием. Тем не менее, даже с учётом этого у половины людей хотя бы один из признаков "базиса Юнга" не соответствует теории для их ведущего типа. Инверсия слабых признаков является куда более частой. В целом, в популяции практически нет людей, у которых хотя бы один из ПР не тяготел бы к иному полюсу, нежели чем предсказанный теорией.
Более того, из-за взаимных корреляций между разными ПР, у ряда типов инвертированное состояние какого-либо из ПР является даже более частым, чем "правильное". Общая ситуация приведена в этой таблице.
Таким образом, автор категорически не рекомендует определять социотип, опираясь на значения лишь 4 случайных ПР, особенно слабых.
6a) Как правильно типировать по признакам?
- При типодиагностике по дихотомиям автор рекомендует поступать в таком порядке: вначале определяем полюса экстра-интроверсии, логики-этики и сенсорики-интуиции, затем при выборе между двух квазитождественных типов учитываем значения ир/рациональности и рассудительности-решительности (при возникновении противоречий придерживаясь схемы), если остаются сомнения - проверяем слабые признаки, помня, что их значения нередко вступают в противоречие с теоретической моделью.
7) Что такое "малые группы" в соционике?
- "Малой группой" в соционике принято называть деление социона на 4 подгруппы из 4 социотипов каждая, такие, что в каждой из них все социотипы (в теории) обладают 3 общими признаками Рейнина. В зависимости от того, насколько "сильные" признаки образуют эту тройку, собственное смысловое наполнение подгрупп малой группы может изменяться от очень значительного до исчезающе малого.
Комбинаторика допускает всего 35 возможных разбиений социона - 35 "малых групп".
Узнать подробнее про конкретные малые группы.
8) Что такое квадровые ценности?
- Квадры - не самая сильная малая группа, но наиболее важная в плане общности жизненных ценностей.
Квадровыми ценностями называют 3 признака Рейнина (рассудительность-решительность, весёлость-серьёзность и аристократизм-демократизм), образующие эту малую группу. Полюс рассудительности-решительности определяет то, какие функции являются ценностными для личности внутри иррационального блока функций - БС и ЧИ либо ЧС и БИ, соответственно. Полюс весёлости-серьёзности определяет, что в ценностях среди рациональных функций - БЛ и ЧЭ либо ЧЛ и БЭ, полюс аристократизма-демократизма - БД и ЧК либо БК и ЧД (что это?)
Раздел C. Функции
- Соционическая функция - это аппарат, при помощи которого личность осуществляет управление тем или иным аспектом окружающей реальности. В изначальной версии соционики рассматривается 8 аспектов и 8 функций.
Краткие описания аспектов и функций от автора.
Особенность 8-функциональной модели - то, что в таком случае в функциях отражается вклад лишь 7 признаков Рейнина из 15. Впоследстии были разработаны и другие модели расчёта функций, в том числе и развёрнутая модель В.Л.Таланова, насчитывающая 24 функции, в которых отражается дисперсия всех 15 ПР.
1a) Как расчитывается сила функций?
- Каждой соционической функции соответствует ряд признаков: например, для ЧИ (интуиция возможностей) это экстраверсия, иррациональность, статика, интуиция, периферийность. Значение любой функции математически расчитывается как сумма произведений значений соответствующих признаков на дополнительные коэффиценты, указывающие на вклад этого признака в смысловое наполнение функции.
1b) Почему коэффиценты при расчёте функций через значения признаков именно такие?
- Каждая из соционических функций лучше всего проявляется у тех социотипов, у которых она находится в крайнем, наиболее далёком от нормы, инертном положении. Поэтому для расчёта относящихся к функции свойств наиболее естественным будет рассмотреть разницу между усреднёнными наборами свойств двух социотипов, у которых она занимает позицию программной (инертной в силе). Например, значение ЧИ в таком случае будет пропорционально сумме наполнения тех 7 признаков, что являются общими для ИЛЭ и ИЭЭ.
Однако, если в системе 24 функций оказывается возможным учесть вклад всех признаков, то в "классическом" наборе из 8-функций это сделать невозможно. В системе 8(12) функций слабые признаки, связанные не с силой, а лишь с инертностью той или иной функции, при расчёте силы функций игнорируются (так как, во-первых, при таком количестве функций они бы неизбежно оказались сцеплены с иными признаками, и, во-вторых, так как они увеличивают вклад в наполнение функции свойств тех типов, у которых она болевая, т.е. тоже инертная, но не в силе, а в слабости - что не всегда оправдано). При этом вклад статики-динамики - признака также связанного с инертностью/контактностью функций, но не каких-то 4, а всех, по традиции учитывается.
Коэффициенты для всех используемых при расчёте функций признаков подбираются таким образом, чтобы суммы их абсолютных значений, расчитаные по всем 12 функциям, были равны - то есть, чтобы дисперсия каждого из признаков присутствовала бы в профиле функций в равном объёме.
Получившаяся система коэффициентов не является единственно возможной, но именно она сейчас используется в опросниках Таланова. Несколько отличающиеся системы расчёта приведены в работах В.Л.Таланова: старая версия модели, 8 функций и новая версия, 24 функции.
2) В чём различие понятий "аспект" и "функция" в соционике?
- Основательница "классической" соционики А.Аугустинавичюте под "аспектом" понимала информацию определённого типа, а под "функцией" - роль этой информации в "информационном метаболизме" человека - положение этого аспекта в модели А его типа информационного метаболизма. Например: "у ИЛЭ программная функция обрабатывает аспект ЧИ". Эта терминология впоследствии сохранилась в ряде соционических школ, использующих так называмый "информационный подход" (сводящий социотип к особенностям "информационного метаболизма" личности).
В соционике В.Л.Таланова понятие "аспект" не рассматривается, а под "функцией" понимается комплекс личностных признаков (нейрофизиологических, поведенческих и мотивационно-ценностных), связанный с деятельностью определённого рода. Соотвественно, здесь будет правильнее говорить: "у ИЛЭ функция ЧИ занимает позицию программной".
Автор считает подход В.Л.Таланова более научным и в целом верным, однако всё же использует понятие "аспект" - но не в том смысле, как А.А., а как описание объективно существующих в реальности феноменов, оценка которых представляет собой основную задачу той или иной функции. Например: "аспект БС - внутренняя динамика материи в организме, обмен веществ; функция БС отвечает за управление этой динамикой, воспринимая её особенности посредством считывания ощущений тела; у типа ИЛЭ функция БС занимает позицию внушаемой".
Тем, кого интересует история вопроса и терминологические тонкости, советую статью Kanonik'a О различиях термиинологии в "старой" и "новой" соционике (статья написана с позиции взглядов В.Л.Таланова).
3) Верно ли в отношении соционических аспектов следующее: этика=энергия, логика=материя, сенсорика=пространство, интуиция=время? То есть функция этики - это управление энергией, логики - материей и т.д.?
- Данная модель широко используется в так называемой "аспектонике" (квазинаучно-философское направление внутри соционике, сосредоточенное на поиске параллелей между особенностями психологии индивида и общими закономерностями бытия). По мнению автора, в этой модели происходит смешение общебытового понимания используемых терминов и понимания научного, и желаемое выдаётся за действительное. В поисках глубинной природы исследуемых соционикой феноменов, автор разработал теорию социальной энергии. В ней рассматривается возможная природа социотипов как абстрактно-метафорического повторения базовых явлений объективного, физического мира на новом уровне системной сложности.
4) Какие признаки влияют на определение функций? Можно ли сказать, что, например, ЧИ - это экстравертная интуиция? БЭ - интровертная этика? и т.д.
- Смысловое наполнение соционических функций зависит от того, свойства каких типов мы будем учитывать (и с какими весами) для расчёта значения той или иной функции. Компромиссная модель на данный момент такова: наибольший вклад в наполнение любой функции вносят свойства тех типов, у которых она находится в позиции программной, также положительный вклад дают типы, у которых она является творческой, и глубоко отрицательный - те, для которых она болевая. При переводе на язык признаков, используется следующая система коэффициентов.
Например, согласной ей, значение БИ = 3*интуиция+ 3*решительность + 1,5*иррациональность + интроверсия + динамика . Таким образом, наибольший вклад даёт основной для функции признак (в примере выше: интуиция) и признак, определяющий ценностность данной функции (здесь: решительность). Вклад признаков темпераментной группы (включая и вертность) меньше, их дисперсия равномерно распылена по всем функциям. Тем не менее, за счёт большего размаха значений вертности в популяции, её фактический вклад часто является более важным при определении относительной силы функций одной природы, но разной вертности, чем вклад ценностных признаков.
5) Различаются ли одна и та же функция в позиции программной и в позиции творческой, и если да, то чем?
- Да, функция в позиции программной и творческой (в "модели А") различаются, и сильно. Например, программная ЧЭ у ЭИЭ и творческая ЧЭ у ИЭИ обе являются динамическими, весёлыми, этическими функциями; однако программная ЧЭ при этом дополнительно несёт в себе свойства, связанные с экстраверсией и рациональностью, а творческая ЧЭ - напротив, с интроверсией и иррациональностью. В итоге, различий между этими двумя версиями любой функции так много, что впору скорее говорить не о 8, а о 16 функциях. В системе, впервые предложенной А.Хижняком, 16 функций называются по природе функции (этическая, логическая, сенсорная, интуитивная), а также темпераментной группе, образованной пересечением соответствующих признаков вертности и нальности. Например, в этой системе у ЭИЭ имеются две сильнейшие функции - линейно-напористая этика, ЛН-Э (она же классическая ЧЭ) и линейно-напористая интуиция, ЛН-И (большинство свойств которой связано с дефицитом БС). При этом этическом подтипу ЭИЭ соответствует преобладание ЛН-Э над ЛН-И в структуре личности, а интуитивному - напротив, превышение значения ЛН-И над ЛН-Э. У остальных социотипов всё аналогично.