У вас есть вопросы по соционике? Не не можете найти на сайте какой-то материал? Всё кажется слишком сложным, заумным и непонятным?
Добро пожаловать в FAQ !)
Соционика - это типология личности, популярная на постсоветском пространстве, и родственная более распространённой на западе типологии MBTI. Достоинство соционики в сравнению с другими типологиями - это лежащая в её основе универсально-симметричная структура признаков, восходящая к исследованиям К.Г.Юнга (4 "дихотомии Юнга"), а также разработанная теория интертипных отношений (чего нет, например, в той же MBTI). В отличие от большинства иных типологий, соционика также претендует на роль связующего звена между науками разного типа и профиля: социологией, нейрофизиологией, этологией и теорией коммуникации, общей теорией систем.
Базовой гипотезой ранней соционики является предложенная её основательницей А.Аугустинавичюте концепция "информационного метаболизма". Согласно ей, различия между представителями разных социотипов определяются способом восприятия, обработки и выдачи информации. При этом, согласно А.А., предстающая перед людьми реальность может быть представлена через призму 8 основных понятий - "аспектов". Каждый человек способен обрабатывать информацию по всем 8 аспектам, однако по одним он производит это более эффективно, чем по другим. Все 8 аспектов располагаются на 8 позициях "модели А", причём порядок их расположения зависит только от социотипа - всего существует 16 возможных расстановок.
Практически сразу обнаружилось, что различия в способе обработки информации могут влиять на поведение личности, повышая или снижая вероятность конкретных реакций в тех или иных ситуациях; увеличивая или уменьшая способности к работе того или иного рода; изменяя вероятность наличия определённых предпочтений, привычек, увлечений, убеждений и даже мировоззрения. Впоследствии разные исследователи делали предположения, что социотипы также связаны с физической составляющей человека - его внешностью, мимикой, скоростью реакции, иными физиологическими особенностями. Исследования В.Л.Таланова явились закономерным развитием этого направления мысли - они позволили систематизировать и формализовать все возможные свойства личности в привязке их к системе 16 социотипов; позволили говорить о вероятности наличия того или иного свойства у конкретного человека в численном выражении. Важным вкладом В.Л.Таланова в соционику является то, что он впервые исследовал вопрос связи социотипов как способов обработки информации с конкретными особенностями физиологии головного мозга и гормонального фона личности, а через них - и с физическими особенностями личности.
Таким образом, сейчас уже можно уверенно утверждать, что соционический тип - это явление более широкого характера, чем ТИМ ("тип информационного метаболизма").
Автор также придерживается мнения, согласно которому социотип - это комплексное явление, набор свойств личности самого широкого спектра - от поведенческих до физиологических (всё тесно связано), отклоняющих личность от среднепопуляционной нормы в ту или иную сторону. С эволюционной точки зрения наличие социотипов в популяции является отражением изменчивости всего живого, и необходимо для повышения выживаемости популяции в меняющихся условиях внешнего мира. Современное человеческое общество по сути, представлет собой универсальную систему, в которой есть место для всех возможных форм специализации.
Согласно авторской теории социальной энергии, любая универсальная система для достижения своей устойчивости должна овладеть управлением всеми существующими в окружающем мире формами энергии. В теории показано, что во Вселенной существует 16 базовых форм физической энергии, проявляющих себя на всех уровнях самоорганизации. В проекции на социальный уровень мы также наблюдаем 16 форм энергии общества как системы, состоящей из отдельных людей, и 16 соционических типов как функций общества по управлению его собственной энергией. Таким образом, окончательное определение, с точки зрения автора, таково: соционический тип - это набор свойств личности, относимых как к её материальной стороне, так и к информационной, позволяющий этой личности более эффективно управлять тем или иным видом социальной энергии.
Соционика является наукой в той мере, в которой её исследователи используют в описаниях соционических типов, признаков и т.п. информацию, полученную не только и столько путём умозрительных заключений, но и в результате живого эксперимента. Причём не любого, но максимально исключающего субъективное толкование его результатов.
В настоящее время в соционике существует множество направлений и сообществ - клубов и "школ". Некоторые из этих направлений даже не претендуют на научность, используя соционику в чисто развлекательных целях, при этом сильно упрощая и искажая заложенное в ней знание. Некоторые пользуются устаревшими или ненаучными (псевдонаучными) представлениями и гипотезами. Например до сих пор в ряде школ распространены следующие взгляды:
будто пространство соционических типов строго квантуется, и личностей, являющих собой переходную форму между различными социотипами не существует (или такие существуют, но являются лишь искажениями, "масками" одного "верного" типа - см. далее);
будто те проявления личности, что доступны при непосредственном контакте, отображают лишь "маски" человека, которые-де лишь внешне похожи на соционический тип, но им не являются; а "истинный" тип лежит глубже и доступен для понимания лишь немногим посвящённым "гуру";
будто все признаки, включая так называемые признаки Рейнина обязательно и в равной мере наличествуют у всех представителей одного типа;
будто тесты не способны в принципе определить тип человека (т.е. якобы, сам человек не способен составить верное представление о себе);
напротив, будто соционический тип можно определить буквально по паре признаков, например, по реакции человека на отдельно взятую ситуацию, часто - вырванную из контекста, или по нюансам его внешего вида.
Наличие хотя бы одного из этих признаков позволяет уверенно отнести данную соционическую школу к ненаучной. Так же как и прибегание к помощи астрологии, т.н. психе-йоги, и т.п. в попытках объяснить особенности конкретной личности, не укладывающиеся в типичную картину её социотипа.
Работы В.Л.Таланова, представляющие собой результат статистического анализа данных анкет тысяч респондентов, полностью соотвествуют статусу научности - чуть ли не единственные среди всех имеющихся в настоящий момент в соционике. Именно поэтому и в своих работах автор предпочитает отталкиваться именно от выводов, полученных В.Л.Талановым в смысле привязки конкретных психологических свойств к соционическим признакам, функциям и социотипам.
Да, это нормально.
Как показали исследования В.Л.Таланова, пространство соционических признаков является непрерывным и не квантуется. Распределение людей по значениям каждого из соционических признаков близки к колоколообразной кривой нормального распределения, то есть амбиверты по этому признаку численно преобладают над людьми, у которых ярко выражен один из полюсов признака. В таких условиях допустить существование 16 независимых и относительно изолированных друг от друга полюсов, образованных на пересечении признаков, практически невозможно.
Впрочем, вероятно, такие полюса всё же существуют - либо как результат наличия конечного числа активных нейромедиаторов в физиологии мозга человека, либо, как полагает автор, вследствие наличия конечного числа форм физической энергии, и, соответственно, конечного числа видов операторов системы человеческого общества по управлению ими). Но даже в таком случае по причине полигенного наследования всех соционических признаков данные полюса не являются устойчивыми, и промежутки между ними заполнены множеством переходных форм (см. ниже: "Что такое подтипы?")
=========================
Для демонстрации непрерывности пространства соционических типов хорошо подходит такая модель:
Если взять социон как некое многомерное сферическое пространство личностных свойств, то "чистым" соционическим типам в нём будут соответствовать 16 относительно симметрично расположенных на поверхности многомерной сферы точек. Представим набор свойств реального человека как вектор в этом пространстве, отложенный от начала координат (центра шара). Да, действительно, в ряде случаев такой вектор с очень высокой точностью укажет на одну из 16 точек - в таком случае нами будет диагностироваться "чистый" тип. Однако, в реальности, куда чаще вектор будет сдвинут относительно одной из точек в сторону, в направлении другой точки; а то и вовсе укажет на область, равноудалённую от 2-3-4 точек. В первом случае следует говорить, что помимо базового типа, у человека также имеется акцент на другой, "соседний" тип; во втором случае - что личность человека является переходной между несколькими типами. Чуть подробнее, и более образно эта модель описана kanonik'ом здесь.
Теория подтипов - это дополнение к соционической модели, имеющее целью объяснить разнообразие людей, относящихся к одному социотипу. Единого и универсального способа осуществить деление на подтипы нет (и, в принципе, и не может быть). В разных системах подтипов принято говорить о усилении (вариант: усилении и ослаблении) той или иной функции, пары функций, признака(-ов), или целостного набора свойств, соответствующих другому социотипу(-ам). Наиболее распространённой является теория двух подтипов, определяемых согласно тому, какие функции находятся в позициях программной и творческой в "модели А". Например, для ЭИЭ выделяют этический и интуитивный подтипы, для СЛЭ - сенсорный и логический и т.п. Подтип, названный по программной функции (в некоторых школах - "терминальный"), отличается, прежде всего, усилением признаков, связанных с избытком программной функции ТИМа, а подтип, названный по творческой ("инициальный") - усилением признаков, связанных с дефицитом его болевой функции.
Существуют и другие системы подтипов. Почти все они являются допустимыми при том или ином уровне детализации личности. Однако, наилучшую детализацию даёт метод акцентов, согласно которому личность может быть определена как "профиль 16 типов". Профиль типов - это набор 16 чисел, каждое из которых показывает, насколько личность по совокупности своих качеств похожа на обобщённый портрет того или иного "чистого" социотипа (похожесть измеряется в стандартных отклонениях от набора качеств среднестатистической личности).
Для условного представителя "чистого" социотипа X число его социотипа должно быть максимальным среди 16, прочие же числа должны быть настолько его меньше, насколько соответствующие им типы далеки от X в пространстве личностных свойств. Так, число квазитождественного типа чаще всего будет вторым по величине, за ним следуют числа родственного, делового и полно-противоположного типов, и т.д., а дальше всех (почти на другом полюсе социона) находится число типа-конфликтёра.
Эталонные (т.е. типичные для "чистого типа") значения показателей в тестах, созданных по методике В.Л.Таланова, обычно показаны пунктиром. Однако профиль типов реального человека может в значительной мере отличаться от такого идеального варианта. Если реальный
показатель какого-либо типа отличается от эталонного особо сильно в положительную сторону, следует говорить об акценте на данный тип.
Существует сильная зависимость между тем, в каком отношении состоят ведущий тип и тип-акцент и тем, какие функции будут относительно усилены у данного человека: (открыть изображение)
Подробнее на тему взаимосвязи акцентов с изменениями в функциональном и признаковом профилях типа вы можете прочесть, например, здесь.
=========================
Примеры психологических портретов акцентуированных типов:
Соционическая дихотомия (т.е., дословно, пара признаков) - основополагающее понятие соционической классификации. Каждая дихотомия представляет собой два взаимоисключающих набора личностных свойств - два признака. В разговорной речи иногда саму дихотомию называют "признаком", хотя терминологически это и не совсем верно.
В пространстве психологического многообразия каждой дихотомии соответствуют два противоположно направленных вектора признаков, а также ось, получающаяся при их соединении. Так, социон как совокупность 16 социотипов в первом приближении может быть образован четырьмя дихотомиями, при условии, что каждая из них является независимой от трёх остальных (все четыре оси должны быть взаимно ортогональны).
В качестве базовой четвёрки обычно берутся дихотомии, впервые рассмотренные К.Г.Юнгом в его работе "Психологические типы" (часть X. Общее описание типов). Это:
Иногда вместо дихотомии "иррациональность - рациональность" используют один из так называемых "признаков Рейнина" статика - динамика, играющий большую роль при построении модели "А". Но, в принципе, социон может быть построен и на любой другой четвёрке взаимно независимых пар признаков Рейнина.
Определения автором основных дихотомий читайте на странице.
=========================
Дополнительно отмечу, что в ряде случаев более продуктивным является подход считать первичными не дихотомии, а соционические типы. Признаки как наборы личностных свойств при этом получаются путём усреднения свойств 8 соответствующих социотипов.
Соционическая функция - это аппарат, при помощи которого личность осуществляет управление тем или иным аспектом окружающей реальности. В классической версии рассматривается 8 аспектов и 8 функций. Читать краткие описания аспектов и функций от автора. Каждой соционической функции соответствует ряд признаков: например, для ЧИ (интуиция возможностей) это экстраверсия, иррациональность, статика, интуиция, периферийность. Значение любой функции равно математической сумме произведений значений соответствующих признаков на дополнительные коэффиценты, указывающие на "вклад" этого признака в наполнение функции.
Подробнее на тему расчёта функций см. работы В.Л.Таланова: старая версия модели, 8 функций и новая версия, 24 квазифункции.
Также замечу, что наполнение любой функции личностными свойствами можно (с некоторыми оговорками) получить, усредняя свойства двух социотипов, у которых данная функция является самой сильной (занимает место программной в "модели А").
Да, функция в позиции программной и творческой (в "модели А") различаются, и сильно. Например, программная ЧЭ у ЭИЭ и творческая ЧЭ у ИЭИ обе являются динамическими, весёлыми, этическими функциями; однако программная ЧЭ при этом дополнительно несёт в себе свойства, связанные с экстраверсией и рациональностью, а творческая ЧЭ - напротив, с интроверсией и иррациональностью. В итоге, различий между этими двумя версиями любой функции так много, что впору скорее говорить не о 8, а о 16 функциях. В системе, впервые предложенной А.Хижняком, 16 функций называются по природе функции (этическая, логическая, сенсорная, интуитивная), а также темпераментной группе, образованной пересечением соответствующих признаков вертности и нальности. Например, в этой системе у ЭИЭ имеются две сильнейшие функции - линейно-напористая этика, ЛН-Э (она же классическая ЧЭ) и линейно-напористая интуиция, ЛН-И (большинство свойств которой связано с дефицитом БС). При этом этическом подтипу ЭИЭ соответствует преобладание ЛН-Э над ЛН-И в структуре личности, а интуитивному - напротив, превышение значения ЛН-И над ЛН-Э. У остальных социотипов всё аналогично.
Также замечу: экспериментальным путём было установлено, что расхождение свойств между программной и творческой версиями классических функций колеблется от функции к функции. Сильнее всего расходятся между собой программная и творческая версии БЭ (УС-Э и ГР-Э соответственно), что делает сильно непохожими друг на друга ТИМы ЭСИ и СЭЭ, ЭИИ и ИЭЭ (в сравнении с другими парами ТИМов, находящихся в зеркальных отношениях). Ниже среднего схожесть также в паре программной и творческой версии ЧЛ (ЛН-Л и ВА-Л), а вот два варианта функции ЧЭ, напротив, максимально похожи друг на друга.
У среднего представителя своего социотипа сильнейшей является функция, занимающая в "модели А" позицию программной, а слабейшая занимает позицию мобилизационной ("болевой"). В реальности, при наличии соответствующих акцентов, программная функция может пропустить вперёд по силе функции, занимающие места фоновой или творческой (одну из них или обе), много реже - ограничительной, ролевой или активационной (в этом случае обычно говорят о "смешанном" типе). Функция, занимающая позицию мобилизационной, также может усилиться, и самой слабой тогда станет суггестивная("внушаемая") или активационная; много реже - ролевая или ограничительная.
Существует сильная зависимость между тем, какие функции относительно усилены у данного человека, и наличием дополнительных акцентов к его ведущему типу: (открыть изображение)
Это соционическая традиция, восходящая к теории К. Г. Юнга. Юнг предполагал, что все люди делятся на воспринимающих внешний мир таким, какой он есть (иррационалы) и составляющих о нём суждения (рационалы). Первых из них Юнг разделил на тех, кто при восприятии отдаёт предпочтение ощущению (сенсорике), и тех, кто воспринимает мир интуитивно. Вторых - на тех, кто при составлении суждений опирается на мышление и на чувство (логики и этики в современной соционике).
На самом деле, вопрос, следует ли и дальше делать такое допущение, остаётся открытым. В одной из своих работ автор делает попытку построить традиционную соционическую модель на альтернативном наборе функций - а именно, принимая в качестве базового набора 8 функций в их творческой позиции (УС-И, УС-С, ЛН-И, ЛН-С, ВА-Э, ВА-Л, ГР-Э, ГР-Л). В этой модели все логические и этические функции являются иррациональными, а сенсорные и интуитивные - рациональными; происходят изменения и в структуре отношений - в частности, так называемые "кольца заказа и ревизии" разворачиваются в ней в противоположном направлении.
Предполагается, что ЧС вопринимается самим субъектом "изнутри", как насыщенность, яркость восприятия образов внешнего мира. У субъекта с сильной ЧС это вызывает сильное желание приблизить к себе те материальные объекты реального мира, чьи привлекательные образы он наблюдает вокруг себя. А далее, в идеале, - не отпускать эти объекты от себя, т.е. присвоить их, обладать и пользоваться ими, эксплуатировать и потреблять.
Таким образом, можно сказать, что социальная роль силовой сенсорики - это концентрация материального ресурса под контролем (в собственности) обладателя этой функции. В условиях ограниченности материальных ресурсов субъект с сильной ЧС непременно сталкивается с необходимостью оттеснения конкурентов, т.е. проявляет агрессивность в той или иной её форме, вплоть до физического насилия. Проявляет он её неизбежно и в том случае, если желанный им ресурс сам является субъектом, не желающим становиться ресурсом для кого-то другого. Например, последнее имеет место быть в отношениях хищник-жертва.
Для сравнения: функция интуиция возможностей (ЧИ) также отвечает за концентрацию потенциала - но только не материального (имущества), а информационного (знаний). И здесь остаётся вспомнить одно из высказываний, приписываемых Бернарду Шоу: "Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями то у каждого будет по две идеи." В этой фразе как нельзя лучше становится видно различие базового эгоизма ЧС (реальных ресурсов на всех не хватит, за них надо бороться) и относительного альтруизма ЧИ (информация о потенциальных ресурсах никогда не бывает лишней, что поощряет обмен идеями).
Автор этого сайта, как структурный логик, предпочёл бы не затрагивать этические оценки социальной роли функции ЧС - ведь, как известно, они могут быть диаметрально противоположны - в зависимости от того, на чьей стороне находится сам оценивающий. С объективной же точки зрения, и ЧИ, и ЧС востребованы эволюцией - однако, в разных ситуациях по разному. Так, ЧИ, как периферийная функция, является более ценной в ситуации недостаточной плотности населения, когда выживаемость и жизненный успех больше зависят от умения быстро продвигаться вперёд и осваивать новые, ещё никем не занятые территории и сферы занятий, создавать новые союзы. ЧС же, как функция центральная, более востребована в условиях избыточного населения, или, что практически то же самое, дефицита ресурсов - там, где без умения "толкаться локтями" и защищать свою территорию и собственность никуда.
С хорошим чувством времени более всего связаны функции ЧЛ и БИ. За отсутствие склонности к опозданиям отвечает принадлежность к полюсу рациональности, и, прежде всего, дефицит ЧИ - в среднем реже всех опаздывают представители социотипов ЛСИ, ЭСИ и ЛСЭ.
Любые два социотипа имеют между собой 7 общих признаков, а по 8 они различаются. Как было сказано в предыдущем пункте, признаки являются неравноценными по своей силе (объёму наполнения личностными свойствами). Чем больше "сильных" признаков попадёт в группу совпадающих, тем выше будет сходство, и наоборот.
Таким образом, можно составить следующую иерархию отношений:
квазитождество, родственные, деловые отношения - сходства между ТИМами почти всегда (почти на всех наборах вопросов) больше, чем отличий;
отношения полной противоположности, зеркальные, заказ - сходства в среднем больше, чем отличий, но очень многое зависит от конкретной пары ТИМов;
отношения полудуальности, миража, суперэго и активации - отличий в среднем больше, чем сходства, однако очень многое зависит от конкретной пары ТИМов;
отношения ревизии и дуальности - различий между ТИМами всегда больше, чем сходства;
отношения конфликта - ТИМы в большинстве своих проявлений противоположны друг другу.
В конкретных парах при этом могут быть значительные отклонения от этого порядка в ту или иную сторону. При этом наибольшие искажения в идеальный порядок отношений (в реальности не существующий) вносит признак центральность-периферийность. А именно, из-за его ненулевой значимости, в соционе наблюдаются следующая асимметрия:
У рациональных типов в деловых парах ТИМы более похожи, чем в родственных; у иррациональных - наоборот;
У рациональных типов в миражных парах ТИМы более похожи, чем в полудуальных; у иррациональных - наоборот;
В кольцах заказа и ревизии в большинстве случаев для рационалов подзаказный ближе заказчика, а подревизный - ревизора; для иррационалов - наоборот.
Дополнительную асимметрию социону придают взаимные корреляции между разными признаками - не предсказанные существующей соционической теорией, но обнаруженные на практике:
положительная корреляция интуиции и иррациональности (и в меньшей степени, этики) усиливает расхождение свойств, с одной стороны, ИЛЭ, ИЭЭ и ИЭИ против ЭСИ, ЛСИ и ЛСЭ с другой. В частности, это резко разводит ИЛЭ с ЛСЭ и сближает его с ИЭИ, а также разводит ЭСИ и ЛСИ с ИЭИ, и сближает их с ЛСЭ (что задаёт особенно сильное сходство в паре ЛСИ-ЛСЭ).
положительная корреляция центральности и экстраверсии задаёт дополнительное схождение в малых группах ЛИИ-ЭИИ-СЭИ-СЛИ и ЛИЭ-ЭИЭ-СЭЭ-СЛЭ и разводит эти группы меж собой. С другой стороны, это можно объяснить как усиление схожести ЧС с ЛН-И и БС с УС-И, и ослабление - ЧС с БС и ЛН-И с УС-И.
если в восходящих квадрах БЛ и ЧЭ в обеих их формах - и программной, и творческой, разделяют половые различия, то в нисходящих этого нет, и БЭ дополнительно сходится с ВА-Л и расходится с ГР-Э, а ЧЛ сходится с ГР-Э и расходится с ВА-Л. Это равнозначно тому, что в нисходящих квадрах активаторы ближе друг к другу, а зеркальщики - дальше; а также сглаживанию квестимности-деклатимности и статики-динамики, и усилению конструктивизма-эмотивизма в гамме и дельте.
есть и иные "перекосы", но менее достоверные (пока нельзя с точностью сказать, являются ли они артефактами системы расчётов опросников или реальностью).
"Малой группой" в соционике принято называть группу из 4 социотипов, обладающую 3 общими признаками Рейнина. В зависимости от того, насколько "сильные" признаки образуют эту тройку, собственное смысловое наполнение малой группы может изменяться от очень значительного до практически нулевого.
Комбинаторика допускает всего 35 возможных разбиений социона на четвёрки малых групп.
Более подробно о свойствах основных и наиболее известных малых групп, а также о их социальной роли читайте на странице.
Список вопросов планируется к расширению и доработке